Как использовать музыку для увеличения продажПсихологи не отрицают, что музыка способна существенно влиять на состояние человека, вплоть до появления физиологических реакций. Важно все — темп, громкость звучания, мелодичность, форма. Немецкий психолог Г.-Г. Декер-Фойгт, специализирующийся на музыкальной терапии, выделяет два типа музыки, по-разному влияющих на человека. Эрготропная (активная, стимулирующая) музыка приводит к учащению дыхания и пульса, расширению зрачков и т.п. Трофотропная (успокаивающая, расслабляющая) музыка дает чувство спокойствия, умиротворенности, вплоть до медитативного состояния. Причем сила воздействия музыки может быть очень высока. Чего стоит, например, случай, когда в начале 1980-х годов во время антракта на одном из рок-концертов в лондонском аэропорту Хитроу люди теряли сознание от звуков силой около 110 децибел (дБ), которые излучали установленные неподалеку колонки. Для сравнения: шум стартующего истребителя равен 145 дБ, а при звуке 155 дБ сгорает человеческая кожа. Как утверждает Декер-Фойгт, после часового шумового воздействия силой 60 дБ человеку нужен 45-минутный отдых — независимо от характера звучания. Выработка организмом человека иммуноглобулина А под воздействием тихой фоновой музыки в этой ситуации кажется детской игрушкой. Однако, несмотря на столь мощное воздействие, прямой связи между наличием и характером фоновой музыки и величиной продаж отечественные исследователи пока не обнаружили. Встречающиеся в прессе ссылки на то, что размеренные (около 60 тактов в минуту) мелодии стимулируют людей потратить на 35-40% больше денег, чем они собирались, относятся к исследованиям Милимана, опубликованным в США в 1982 году.В подобных случаях использовать данные исследований, полученных в других странах и даже регионах одной страны, надо с большой осторожностью. Жанна Келлер, исполнительный директор сети развлекательных комплексов "Космик", утверждает, что музыкальные вкусы посетителей сети сильно различаются в зависимости от местонахождения того или иного заведения. "За пределами МКАД нашим гостям больше нравится русскоязычная эстрада, - говорит Келлер. - А вот москвичи предпочитают зарубежную, обычно европейскую, популярную музыку". "Конечный результат использования функциональной музыки, формулируемый как "увеличение продаж", достигается не напрямую, а опосредованно - через улучшение коммуникаций с потребителем, - резюмирует Максим Леви, кандидат психологических наук, ведущий радиопрограммы "Музыкальная аптека" и преподаватель Академии Управления МВД РФ. - Таким образом, главная цель музыкального оформления магазина, салона - это выстраивание эффективных коммуникаций с потребителем, которые, так или иначе, приведут в конечном итоге к росту эффективности бизнеса". Но какая именно музыка наилучшим образом решит эту задачу? Есть ли жизнь без радио? Сегодня любой продавец небольшого магазина может поставить рядом с прилавком приемник и слушать любимые программы в свое удовольствие. Собственно, так сегодня повсеместно и происходит. Именно радио, а не специально подобранную музыку слушают пассажиры маршруток, покупатели небольших магазинов и сотовых салонов, посетители поликлиник и т.п. Исследователи КОМКОН отмечают, что предпочтения людей могут сильно различаться. Но это не смущает тех, кто управляет настройками радиоприемников — они настраивают их, ориентируясь на собственные вкусы, а то и вовсе случайно. "Европу плюс" у нас лучше слышно", — так продавец одного из салонов сети "Связной" объяснил автору этих строк свой выбор. Правда, вольница в "Связном" скоро кончится. "Мы сейчас работаем над концепцией аудио- и видеовещания в салонах, привлекая для этого внешних специалистов, — говорит Елена Ноготкова, пресс-секретарь сети "Связной". — Цель этой работы — в создании нового канала коммуникации с потребителями, позволяющего не только повысить их эмоциональный тонус, но и транслировать информацию о новинках и актуальных предложениях". Но даже примерную дату внедрения новой концепции в компании не называют: выбор концепции — дело непростое. "Несколько лет назад мы исследовали влияние выбора радиостанции на лояльность покупателей для торгово-развлекательного центра, - продолжает тему Марина Малыхина, гендиректор компании Magram MR. - Не имея возможности раскрыть детали, скажу лишь, что значимое число респондентов негативно отнеслись к этой новации, главным образом, из-за насыщенности программ рекламной информацией, включая внутреннюю рекламу ТРЦ". В магазинах люди более терпимо, чем в транспорте, относятся к посторонним звукам. По данным нашего исследования, они как минимум не мешают большинству - свыше 80% - покупателей. Помогают ли? Не всегда. "По данным наших пре-тестов, проведенных по методике Next TV как в России, так и в Европе, "брендированная", то есть являющаяся неотъемлемой частью бренда, музыка увеличивает запоминаемость рекламы, - констатирует Елена Спир, управляющий директор компании Ipsos ASI Russia & Ukraine. -Индекс запоминаемости (recall) ролика с брендированной музыкой равен 108, в то время как в роликах с обычной фоновой музыкой лишь 97". Естественно, что компании стремятся использовать этот шанс. Но прямой путь - не всегда лучший. Надежда Сенюк, директор по связям с общественностью компании "Техносила", утверждает, что компания имеет ясную концепцию музыкального оформления магазинов. Она заключается в использовании мелодичных эстрадных композиций как отечественных, так и зарубежных авторов. "Это наилучший вариант, учитывая весьма широкую целевую аудиторию", -считают в компании. Для подбора композиций в "Техносиле" не видят необходимости обращаться к внешним специалистам, считая свою компетенцию достаточной. Уровень громкости подбирается таким образом, чтобы не мешать проверке приобретаемой в магазине техники. "Кроме того, мы часто ставим по внутреннему радио наш корпоративный гимн, который исполняет Филипп Киркоров", - гордится Сенюк. Однако брендирование - прием обоюдоострый. "Фирменная музыка может лучше запомниться, однако, если ее стиль или исполнитель не понравится, то возникнет стойкое отторжение не только музыки, но и самого бренда", - считает психолог Максим Леви. При всей популярности Киркорова его творчество по вкусу далеко не всем потенциальным покупателям бытовой техники - чего стоит широкая общественная поддержка ростовской журналистки Ирины Ароян, оскорбленной певцом в 2004 году. К тому же неясно, почему корпоративный гимн должен быть близок сердцам покупателей, ведь его главная целевая аудитория - это, прежде всего, сотрудники самой компании. "Эту песню не задушишь, не убьешь" Есть и другой нюанс, отмеченный психологами. "Громкая музыка действует как легкий наркотик, снижая порог чувствительности людей, - говорит Леви. - В таком состоянии они действительно легче принимают решения о покупке, да и вообще какие-либо решения". Однако о построении лояльности к марке говорить в этом случае не приходится - ведь рано или поздно люди выйдут из этого состояния. Понравятся ли им в домашней тишине покупки, сделанные в "громокипящем" магазине - большой вопрос. Иногда отсутствие музыкальной политики и заменяющий ее здравый смысл могут быть даже полезнее желания "соответствовать моде". Оксана Донская, руководитель пресс-службы сети "Дикая орхидея", не скрывает, что по-настоящему до музыкального оформления магазинов сети руки пока не дошли. "Существует лишь запрет на использование радио и громкой музыки", - говорит Донская. - Мы рекомендуем продавцам действовать по своему усмотрению - в сети "Дикая орхидея" заводить спокойную музыку, а в сети "Бюстье" - более энергичную - в соответствии с особенностями целевой аудитории обеих марок". Сами продавцы "Дикой орхидеи" часто предпочитают вообще работать в тишине. "Нам хватает внешних шумов, - говорят они. Интуиция их не подвела. "Чем тише звучит музыка в магазине, тем лучше", - считает Андрей Амлинский, руководитель агентства "Амлинский - креативные стратегии". Но, конечно, громкость звучания - отнюдь не единственный критерий. "Одной любви музыка уступает" От марки к марке характер музыки, естественно, изменяется. Так Мехх, позиционирующейся в категории "Евро шик", по мнению Агаханова, требует более нейтральной европейской музыки в стиле поп. В основном это ритмичная танцевальная музыка. Ключевым настроением здесь является именно легкость и непринужденность. В этом случае допускается использовать композиции и на французском, и на итальянском языке. В то же время для Calvin Klein Jeans, считает менеджер, надо выбирать композиции только на английском языке - этого требует американское наследие марки, ведь история развития бренда созвучна с историей Америки 1970-1980-х годов. При подборе музыки учитывается и текущая ситуация. "Например, в дни приезда Мадонны в Москву в течение каждого часа в магазине Calvin Klein Jeans играло не менее двух композиций певицы, — вспоминает Агаханов. — А для рождественских праздников мы записываем специальную музыку". Она повышает настроение и напоминает о том, что пора делать подарки. "Это всегда стимулирует продажи", — уверяет Агаханов. "При всей важности музыкального оформления сама музыка не должна мешать гостям и привлекать к себе чрезмерное внимание, — замечает Валерия Силина, директор по коммуникациям холдинга "Росинтер ресторантс". — Главное в ресторане — еда и общение. Но, зайдя в него и услышав музыку, человек должен сразу понять — нравится ему здесь или нужно выбрать другое заведение". Для музыкального оформления каждого из брендов холдинга есть свои стандарты. К примеру, семейному итальянскому ресторану IL Патио больше подходят хиты итальянской популярной музыки 1970-1980-х. Концепция Friday’s — типично американский ресторан, место, где можно укрыться от проблем и провести время с друзьями. Там звучит американская поп-музыка, начиная с 1980-х годов. Во всех заведениях "Росинтера" интенсивность музыкального сопровождения в разное время суток различается. Обычно утром это более спокойная музыка, днем она становится энергичнее. А вот вечером — в IL Патио и "Планете суши" — спокойная, а во Friday’s и "1–2–3 кафе" — достаточно энергичная, под стать молодым гостям, которые зачастую вечером заходят в ресторан, чтобы подкрепиться перед походом в ночной клуб. "Решения о том, какие именно музыкальные композиции соответствуют концепции того или иного заведения, маркетологи холдинга принимают самостоятельно, — говорит Силина. — Лишь для ресторанов Friday’s мы ежеквартально получаем рекомендации по композициям от американской компании Carlson Worldwide, которая и контролирует их выполнение". В компании не слишком озабочены проблемой "угодить всем". Рецепт рестораторов прост. "У каждого бренда есть ядро посетителей, пожелания которых и нужно учитывать, — считает Силина. — Кроме того, надо стремиться предвосхищать их ожидания и следить за модой". Правда, проводя промоакции с использованием музыкального сопровождения, рекламисты бывают вынуждены одновременно учитывать интересы как "хозяина положения" — магазина или ресторана, так и рекламируемого бренда. Как они выходят из этого положения? В зависимости от имеющейся "широты маневра" пути могут быть разными. Лед и пламень Но не всегда есть такая возможность. Скажем, маркетологи компании "Маршрут ТВ" работают с весьма широкой целевой аудиторией и при этом вынуждены одновременно учитывать вкусы всех пассажиров одной маршрутки. "Мы стараемся использовать короткие программы, - говорит Илья Храмцов, директор по развитию бизнеса "Маршрут ТВ". - Кроме того, выбираем контент, который нравится или, по крайней мере, не отторгается большинством. Среди наших поставщиков - Всемирный фонд дикой природы (WWF), Greenpeace, Bridge TV, Московский международный дом музыки. Однако бывают ситуации, когда "инородных включений" все же не избежать. "В 2006 году мы проводили BTL-поддержку одного из брендов водки в торговых залах Екатеринбурга и Челябинска, - рассказывает Оксана Мунгалова, директор агентства AGN-Group. - Наши промоутеры предлагали покупателям спеть застольные песни, за что им вручался приз". Конечно, без трудностей не обошлось. "Громкий звук караоке отвлекал от работы руководство некоторых торговых точек, - вспоминает Мунгалова. - А в маленьких магазинах люди пожилого возраста говорили, что промоперсонал загораживает проход". Рекламисты с пониманием отнеслись к "слушателям поневоле". "В первом случае чуть приглушали звук, во втором старались привлечь к участию в акции спутников (обычно это были взрослые дети) недовольных пенсионеров", - говорит Мунгалова. Юлия Лаврентьева, директор отдела спецпроектов РКК "Оскар", придерживается более консервативного принципа: "Не навреди". "Мы не беремся проводить акцию, если в ходе ее выполнения можем столкнуться с необходимостью трансляции не соответствующей целевой аудитории музыки", - говорит Лаврентьева". Например, можно ставить "шумных" промоутеров там, где их действия не будут восприняты негативно. "Посетители крупных торговых центров обычно спокойнее относятся к посторонней музыке, чем покупатели магазинов, - cчитает Лаврентьева. - Поэтому мы обычно ставим в торговых залах информационные стенды, а музыкальное оформление стараемся выносить за его пределы - в ТРЦ или на улицу". businesspress.ru
|