Результативные ходы уральского РАСОВчера рекламная общественность Урала отметила один очень важный юбилей — 10 лет с момента создания уральского отделения Российской ассоциации по связям с общественностью. Накануне официальных торжеств, «МедиаПилот» встретился с президентом Уральского отделения Алексеем Глазыриным. — Алексей Владимирович, что есть сегодня Уральское отделение РАСО? На мой взгляд, наиболее верным представляется путь американской ассоциации, в которой состоят все практикующие работники по связям с общественностью: там за основу взят индивидуальный принцип членства — если ты практикуешь и пиарщик, то должен быть членом. У нас этот принцип пока не работает из-за того, что рядовые специалисты не очень понимают, зачем им вступать. Да и нелюбовь к членским взносам еще со времен комсомола и партии довольна сильна… — А молодые так вообще не знают, что это такое… — Что было сделано главного за 10 лет? Вспомним, что было десять лет назад. Приходишь к заказчику, говоришь, что хочешь предложить услуги в области паблик рилейшинз, а в ответ: «Что это? А нельзя ли по-русски?». Или еще хуже: «А, черные пиарщики, знаю!». Рынок болтался между двумя полюсами — что это такое, зачем это нужно и черные пиарщики, которые обманывают народ. И тогда я понял, что ассоциация нужна для того, чтобы говорить: связи с общественностью это…, их эффективность и полезность в этом…, это часть управления…, это полезно для бизнеса…. Я считаю, что очень многое удалось доказать, рассказать, показать. — То есть ассоциация стала пиаром для пиарщиков? Еще недавно о Екатеринбурге в московской PR-тусовке не знали. Когда я возглавил отделение и по статусу вошел в исполком ассоциации, я начал бороться со стереотипом, что пиара в регионах быть не может, так как это технологичная профессия и для этого нужны нормальные заказы, нормальные деньги. И я потратил довольно много сил, чтобы изменить ситуацию. Да, рынки могут отличаться: в Москве одни заказы, в Екатеринбурге — другие. Да, в Москве есть узкозаточенные специалисты — например, сейчас очень популярно сопровождение IPO. Я уверен, что ни одно агентство в регионах такое сделать не сможет — потому что не знает как. — А может регионам этого и не надо? Но ситуация такова, что сегодня все региональные компании сопровождаются московскими агентствами. Средняя стоимость контракта на сопровождение IPO порядка 150 тысяч долларов. Потому все эти контракты там. Но и это может измениться. Когда-то в регионах не было специалистов по брендам. Но сейчас я могу смело сказать, что ребрендинг U-tela был проведен на порядок лучше, чем ребрендинг МТС. А ведь первый делался региональными силами. — Это ваше личное мнение? Спустя полгода после начала ребрендинга четко закрепилось: все, что есть плохого (очереди, неважное обслуживание, отвратительное покрытие), - это Уралсвязьинформ, а все, что есть хорошего (тарифы, удачный маркетинг, бесперебойная связь), - это U-tel. Ну хорошо, скажем: так ж,е как МТС. Но ведь даже это показывает, что специалисты по бренду в регионах появились — и они хорошие, профессиональные и, что немаловажно, дешевле московских. Юлиана Слощева недавно сказала, средняя стоимость PR-контракта — от 5 до 15 тысяч долларов в месяц. Для московских компаний, говорит она, вести контракты меньше 8 тысяч долларов нерентабельно. Я же могу твердо сказать, что для любого регионального агентства это пока выгодно. А есть много тех, кто соглашается работать и меньше чем за 5 тысяч. — Вернемся к юбилею РАСО. Сколько сейчас участников значится в уральском отделении? — В основном это кто? Попытаюсь предположить, что это агентства. — А Уральский государственный университет? В Перми в год выпускается одна группа. Уральский педагогический университет набирает шесть групп. Полторы сотни - педуниверситет, сотню - госуниверситет, несколько сотен частных, еще Нижний Тагил… Мы же так наплодим полуграмотных пиарщиков, как когда-то наплодили полуграмотных маркетологов и бухгалтеров. Отсюда еще одна задача ассоциации — пропаганда правильного преподавания пиара. Но вернемся к членству. Есть в ассоциации довольно много компаний — например, почти все сотовые операторы. — А представители промышленности? — Кого бы вы хотели увидеть в ассоциации, предположим, через три года? — Не связано ли это с тем, что РАСО не рассматривается как инструмент для карьерного продвижения? Беседовал Дмитрий Стародубцев.
|