2025: Лавки будущего
Через 15 лет любовь покупателей к экологически чистым продуктам превратит наши магазины в гибриды гипермаркетов и колхозных рынков.
Какими будут
гипермаркеты лет через пятнадцать? На первый взгляд примерно такими же, что и сейчас. Ну что такого можно принципиально изменить в банальной цепочке "прилавок - товар - касса"? До сих пор торговля продуктами питания оставалась одной из самых консервативных отраслей. Наиболее существенным прорывом в прошлом веке стал, пожалуй, переход от торговли из-за прилавка к открытой выкладке.
Креативный директор британского брендингового агентства
Fitch Алистер Леннокс уверен между тем, что в продуктовой торговле не за горами новая революция.
Магазин-грядка
В прошлом году Fitch предложило на суд мировых лидеров ритейла
концепцию гипермаркета будущего. Креатив - штука рискованная: достаточно вспомнить, какой обструкции подвергла общественность эмблему будущей Олимпиады в Лондоне, разработанную специалистами из конкурирующего с Fitch агентства Wolff Olins, которое также известно своим инновационным подходом к дизайну. Может быть, потребитель будет более благосклонен, если пытаться проследить за его предпочтениями заранее? Судя по тому, что рассказывает Алистер Леннокс, в Fitch так и сделали.
Специалисты компании сначала выделили несколько основных трендов в жизни современного западного человека, в частности стремление к экономии времени, потреблению натуральных продуктов и здоровому образу жизни. На этом фундаменте Fitch и построило свой проект. Российского потребителя подобный экологический надрыв скорее рассмешит, но это до поры до времени, считает Леннокс. Просто нам еще предстоит эволюционировать до западной модели потребления.
У Fitch получился
гибрид cовременного технологичного гипермаркета с колхозным рынком. Огромный купол в виде поросшего травой холма окружен газонами и грядками с овощами, которые будут продаваться в этом же гипермаркете. Электричество предполагается получать за счет работы собственных солнечных батарей. Даже дорожные знаки с подсветкой на парковке и те оснащены небольшими солнечными элементами.
Внутри гипермаркета нового типа много света и свободного пространства. Вместо привычных рядов полок с товарами - приветливые лавки-отделы. Продажа свежих фруктов и овощей выглядит так же, как на маленьких рынках Италии или юга Франции: c искусно выложенными горами зелени, ценниками, написанными от руки, и непременно участливым обращением со стороны продавца. Похожим образом выглядят и мясные отделы. А вот для торговли чаем, кофе и сластями выбран образ бакалейных лавок конца XIX в.
В Fitch нарисовали и портрет потребителя будущего. Его день заканчивается с установки электромобиля на подзарядку. А утром важно не забыть захватить многоразовые пластиковые контейнеры, чтобы не покупать новые и не увеличивать тем самым круговорот отходов.
Правда, в Fitch пока не решили, как в таких гипермаркетах будет организована торговля непродовольственными товарами и такой неэкологичной бытовой химией. Не нашлось в модели и места производителям из стран третьего мира. Непонятно, к примеру, куда будут продавать свои яблоки и виноград фермеры Бразилии и Аргентины. "Ну, у них будут свои экомаркеты", - шутит Алистер Леннокс. Он не спорит, что концепт Fitch выглядит утопическим. Тем не менее крупнейшие сети уже начинают экспериментировать в направлении, обозначенном агентством. В прошлом году начали работу семь экспериментальных магазинов Wal-Mart в США - пока, правда, идет речь о знаках на парковке. Но органические продукты есть в ассортименте уже почти у всех крупных сетей.
Лавина органики
Увлечение органикой приобретает повальный характер. По данным исследовательской компании Organic Monitor, потребление органических продуктов и напитков в США выросло с $23 млрд в 2002 г. до $40 млрд в прошлом году - это уже сопоставимо с объемом расходов американцев на крупногабаритную бытовую технику ($39 млрд в 2006 г.). На вопрос корреспондента , а нужны ли особые экологические гипермаркеты России, где колхозные рынки и без того имеются, креативный директор Fitch ответил со всей серьезностью: "Россияне должны пройти весь цикл развития, чтобы вернуться, грубо говоря, к истокам. Иначе ценности подобного стиля жизни и потребления будут непонятны".
Алистер Леннокс часто бывает в России и отмечает тягу наших сограждан к заимствованию. Он даже немного сожалеет об этом, ведь подобная практика приводит к потере самобытности и национального колорита. "Хочется видеть в россиянах больше уверенности в своих силах и самостоятельности", - говорит Леннокс. Так или иначе, следование западным трендам в нашей стране очевидно: уже совсем скоро сети гипермаркетов и супермаркетов с неодушевленным и унифицированным подходом будут у нас доминировать, а нецивилизованная торговля падет под их натиском. И только потом потребительская ностальгия и тяга к чему-то натуральному вкупе с растущими доходами приведут к появлению экогипермаркетов и в России. Просто пока не настало время. Не случайно же стартовавший в Москве в 2004 г. проект "Рыжая тыква" через полтора года закрылся, единственный магазин несостоявшейся экосети принес за календарный год жалкие 8 млн руб. выручки. Вторая экосеть "Грюнвальд" появилась в 2006 г., но и она до сих пор состоит всего лишь из одного магазина, на Рублевке.
Елизавета Никитина, SmartMoney