Абсолютно непрозрачнный Product Placement в РоссииБуму кинопроизводства в РФ сопутствует возникновение рынка Product Placement (PP). Этот рекламный прием из кино также проникает и в литературу, но в силу непрозрачности рынка PP трудно говорить о его объемах. По разным оценкам, от 3 до 10 млн долларов обращается здесь по итогам 2007г. "Все, что касается киноиндустрии: прокатов, сборов за уик-энды, эта информация - тайна, покрытая мраком, - говорит в эфире РБК-ТВ в программе "Рекламная пауза" гендиректор рекламного агентства R&I Group Юрий Давыдов. - Мы не можем быть уверены, что поступающая информация объективна, кто бы ее ни публиковал и кто бы ее ни декларировал, к сожалению". Заметим, по оценкам самого Ю.Давыдова, объем рынка PP в России сегодня значительно превышает 10 млн долларов. "В 2008г. он вырастет больше чем на 30%: это новый бизнес и есть возможность снимать сливки". 15 млн долларов составит объем рынка PP к концу 2008г., убежден эксперт. При этом сам феномен PP пока не регулируется российским законодательством. "Говорить, что ты занимаешься PP - значит, подписывать себе приговор, объяснял ранее РБК-ТВ продюсер Юрий Бакшиев ("Антикилер", "Параграф 78" и пр.). "Например, мы обращаемся к компаниям-производителям за разрешением использовать их аксессуары в наших картинах, - предлагает Ю.Бакшиев. - Наш труд оплачивается таким образом, что данные компании принимают участие в cross-promotion" (когда товары продвигаются при помощи фильмов, а фильмы - за счет рекламы товаров). Бюджеты интегрированной в кино рекламы могут оформляться и как спонсорская поддержка. Но в любом случае, "этот бизнес очень не прозрачен и связан с волшебным словом "откат", - резюмирует Ю.Давыдов. Однако, непрозрачность - это общая черта российского кинорынка. "Убыточными остаются 90% снимаемых сегодня в России фильмов, - подчеркивал ранее в гостях "Сферы интересов" на РБК-ТВ председатель совета директоров компании "Амедиа" Александр Акопов. - 95% картин снимается дилетантами". По словам эксперта, бум в российском кино обусловлен "шальными деньгами": инвесторов соблазняет гламур киносъемок. По этой же причине никакого бума не наблюдается в мультипликации. Однако PP не мешает гламуру киносъемок. К тому же PP успешно работает на Западе: американский мультсериал про моряка Папая, который черпал силы в поглощении шпината, привел к увеличению продаж шпината в США в разы. А на фильмах бондианы строили свои рекламные кампании BMW, Ericsson, Smirnoff, Martini, Visa, Brioni, Omega, Heineken, Avis rental cars, L'Oreal и другие. Ford заплатил создателям последнего фильма 35 млн долларов, чтобы Джеймс Бонд пересел с BMW на Aston Martin. Если в американском сериале актриса забралась в постель с компьютером, никто не сомневается, что его марка - Apple. Чем наши сериалы и фильмы хуже? "Мне хочется, как патриоту, чем-то похвастаться, но хвастаться пока нечем. - отвечает на этот вопрос Ю.Давыдов. - У нас - в лоб и в глаз, потому что этому рынку всего несколько лет". Топорность российского PP эксперт связывает с менталитетом заказчиков рекламы в кино: топ-менеджеры российских корпораций еще недавно торговали цементом на рынках. Они так видят рекламу, они говорят: "я тебе даю деньги, а ты помести рекламу лучше всего в название фильма. Помести ее на экран, пусть она там висит 3 минуты". Напомним, PP в российском кино стартовал вместе с фильмами Тимура Бекмамбетова, а до них отличились продюсеры "Антикилера" и "Особенностей национальной рыбалки". Наиболее свежий пример - из фильма "Ирония судьбы. Продолжение": главный герой бегает в шарфе от сотового оператора и рекламирует машину: "Была бы другая, вообще погиб бы" - эта фразам многим зрителям ударила и еще ударит по ушам. "В данном случае топ-мендежер Toyota настоял на своем", - считает Ю.Давыдов, объясняя столь плохую работу небольшим опытом данной компании в PP: "та же компания Nokia давно в PP и рекламируется более корректно". Как бы то ни было, PP в России - новый вид рекламы. Есть фильмы, в которых он вообще не используется, а в иных - так прямо изобилует. Например, в " Generation П" по роману В.Пелевина примут участие 17 брендов. Исследования ученых показали, что уже двухсекундное мелькание бренда в кадре отпечатывается в подсознании зрителя, а более чем десятисекундное - начинает раздражать. Любопытно, что женщины при этом более чем мужчины склонны к позитивному восприятию PP и в книгах, и в кино. Из успешных режиссеров, похоже, только Квентин Тарантино сопротивляется PP, самостоятельно изобретая бренды для реквизита своих картин (его герои курят несуществующие сигареты "Red Apple" и т.д.). РБК
|