В понедельник в Мюнхене убитая чуть больше года назад российская журналистка Анна Политковская будет посмертно награждена премией имени антифашистов Ганса и Софи Шолль за книгу "Русский дневник", которую, как и другую - "Путинская Россия" по политическим соображениям не хотят печатать российские издательства. Книга о чеченской войне "За что" вышла при посредничестве ее семьи и редакции "Новой газеты", в которой работала журналистка, тиражом 11 тыс. экземпляров. При этом в Германии каждая ее книга выходит тиражом, превышающим 15 тысяч, пишет Die Zeit (полный текст - на сайте InoPressa.ru)
Издание отмечает, что Политковская, которая считала себя хроникером государственных преступлений, совершаемых при Владимире Путине, которая стала на Западе символом мужественной журналистики, приобрела известность в своей стране только после смерти. При этом популярной она на родине так и не стала. Издание ссылается на результаты опроса "Левада-центра" относительно важнейших событий 2006 года, согласно которым ее убийство заняло лишь 13-е место – разделив его со стартом телешоу "Звезды на льду". Оно стало судьбоносным лишь для небольшого круга правозащитников, представителей интеллигенции и журналистов, которые занимают нишу по ту сторону государственной пропаганды, пишет немецкая газета.
Автор статьи приводит мнение студентов Свободного германо-российского института публицистики при МГУ, которые не видят в Политковской профессионального примера для подражания. Некоторые ценят ее мужество и чувство справедливости. "Вообще-то Политковская – фигура более весомая для Германии, чем для России", – резюмирует одна из студенток. Газета отмечает, что многие студенты читают "Новую газету" без удовольствия: по их мнению, газета, которая специализируется в отличие от доминирующих государственных СМИ, на разоблачительных историях о преступлениях на Северном Кавказе, коррупции и деятельности спецслужб, слишком агрессивна и действует удручающе.
Социальный пафос Политковской многих отталкивал, считает Ирина Щербакова из правозащитной организации "Мемориал". "Вечно морализирующий, обвинительный тон утомляет и порождает вопрос, почему именно она может решать, что правильно, а что нет". Политковская придерживалась "традиции русских литераторов, которые брали на себя то, что другие люди, а тем более государство, не могли себе позволить: поиск правды, фактов и предъявление обвинений", – говорит Щербакова.
Философ Михаил Рыклин напоминает также имена других правозащитников, которые были убиты при загадочных обстоятельствах: коллега Политковской Юрий Щекочихин, эксперт по фашизму Николай Гиренко, депутат Госдумы, либерал Сергей Юшенков. "Все они не были известны на Западе", – говорит Рыклин.
Издание отмечает, что с момента убийства 7 октября прошлого года, когда Политковская была застрелена неизвестным, прошло чуть больше года, а убийц так и не нашли. Между тем, российские власти в очередной раз заявили о серьезных продвижениях в раскрытии убийства оппозиционной журналистки.
Помощник президента РФ Виктор Иванов заявил в минувшую пятницу в Брюсселе, что "дело продвинулось достаточно далеко вперед", сообщает "Интерфакс". По его словам, "есть уверенность в том, что это преступление будет раскрыто". Иванов напомнил, что по делу есть трое арестованных, которым недавно "продлена мера пресечения - содержание под стражей для продолжения следствия".
"Мы понимаем, что журналисты - это чувствительное звено, но мы видим, что также аналогичные преступления совершаются в других странах", - отметил помощник президента. При этом он подчеркнул, что государство несет ответственность за всех своих граждан, где бы они ни работали, в том числе журналистов.