Депутаты Мосгордумы вчера инициировали поправки к федеральному закону "Об объектах культурного наследия", предложив полностью запретить размещение рекламных конструкций на исторических зданиях, на территории памятников культуры и в "зонах их охраны". Представители автора поправок, Юрия Лужкова, не скрывают, что таким образом продолжилась кампания по наведению "жесткого порядка" в столичной рекламной сфере, начатая мэрией в 2007 году, и вне закона может оказаться наружная реклама на половине территорий внутри Садового кольца. Аналитики предупреждают, что инициатива мэрии может обойтись операторам наружной рекламы Москвы и Санкт-Петербурга в потерю около $150 млн.
Как поясняется в тексте поправок к закону "Об объектах культурного наследия", запрет на установку рекламных конструкций на исторических зданиях и других объектах культурного наследия необходим, так рекламные конструкции "представляют угрозу их целостности" и "нарушают архитектурный облик сложившейся застройки". Представлявший документ глава комитета по культурному наследию мэрии Москвы Валерий Шевчук заявил, что запрет продолжает кампанию Юрия Лужкова по наведению "жесткого порядка" в этой сфере. Напомним, что сносить рекламу с исторических зданий в столице городские власти начали еще в 2007 году. Одновременно чиновники заговорили о подготовке законопроектов, ограничивающих размещение рекламы на зданиях, имеющих историческую ценность. Вчера господин Шевчук подтвердил, что запрет на федеральном уровне нужен прежде всего, "учитывая безобразное состояние дел с размещением рекламы в Москве". В комитете по культурному наследию мэрии разъяснили, что вне закона окажутся щиты, стенды, перетяжки, ТВ-панели, воздушные шары, аэростаты и другие объекты, перечисленные в ст. 19 федерального закона "О рекламе". Конструкции при этом запрещается размещать не только вблизи исторических объектов, но и в "зонах их охраны". Согласно ст. 34 закона "Об объектах культурного наследия", перечень этих зон утверждается субъектами федерации. В частности, в Москве счет снесенным конструкциям с принятием поправок пойдет на тысячи, уточняет председатель комитета рекламы правительства Москвы Владимир Макаров. "Охранные зоны -- это не только территория, непосредственно прилегающая к историческому зданию,-- сказал он "Ъ".-- Например, охранная зона Кремля включает в себя половину Ильинки, Никольской, Варварки, а также Софийскую набережную. А в охранную зону в Коломенском попадает часть Пролетарского проспекта". По его словам, такие зоны занимают около 50% территории внутри Садового кольца.
Центр Москвы приносит владельцам рекламных конструкций значительный доход. По оценке агентства "ЭСПАР-Аналитик", в конце 2007 года в Москве насчитывалось 45 тыс. рекламных поверхностей, из которых на центр приходилось 20% -- 9,2 тыс. "Внутри Садового кольца есть крупноформатные установки типа строительных сеток, брандмауэров (настенных рекламных панно.-- "Ъ"), а также крышных установок. На долю этих конструкций приходится 21% от всего объема рынка, или $130 млн",-- говорит гендиректор "ЭСПАР-Аналитик" Андрей Березкин. "Если половина конструкций внутри Садового пойдет под нож, потери компаний составят около $65 млн",-- прогнозирует он. Кроме того, в проигрыше останутся и владельцы рекламных перетяжек. По оценкам участников рынка, в 2007 году оборот этого сегмента составил около $60 млн, из которых на центр пришлось 40%, или $25 млн.
В региональных центрах, за исключением Санкт-Петербурга, потери компаний в случае вступления законопроекта в силу будут менее значительными. В среднем на центральную часть городов приходится 10-15% от объема местных рынков наружной рекламы. Лишь в Петербурге центр собирает не менее трети городского рынка, который оценивается в $165-170 млн, как подсчитали в "ЭСПАР-Аналитик". "Зоны исторической застройки в городах, безусловно, нужно освобождать от рекламы, но не огульно, а разбирая индивидуально каждый конкретный случай, иначе можно сильно повредить этому бизнесу и не принести особой пользы горбюджету, который получает арендную плату от операторов рынка",-- отмечает Андрей Березкин. Отметим, что весь объем российского рынка наружной рекламы в 2007 году превысил $1,4 млрд, из которых около половины приходится на Москву. По данным комитета рекламы столичного правительства, арендные платежи столичных операторов в бюджет составили около 2,5 млрд руб.
Отметим, что в федеральном парламенте, куда Мосгордума вчера направила утвержденный проект поправок к закону "Об объектах культурного наследия", уже находятся по крайней мере две похожие ограничительные инициативы. Более жесткий проект поправок к закону "О рекламе" (внесен группой сенаторов под руководством спикера СФ Сергея Миронова) включает в себя все перечисленные Юрием Лужковым запреты, а также прямое ограничение на установку "наружки" в исторических центрах городов и в историко-культурных заповедниках. Более мягкий вариант ранее внес в парламент не прошедший в новую Думу депутат Владимир Рыжков. В его варианте предлагается не полностью запретить размещение рекламных конструкций на объектах культурного наследия, а делать это после согласования с "государственной историко-культурной экспертизой".
Впрочем, в профильном комитете Госдумы по экономической политике и предпринимательству к инициативе Юрия Лужкова отнеслись весьма настороженно. "Мы что-то поддержим, а что-то нет. Памятники ведь тоже разные есть, и тут должны быть разные подходы",-- заявил "Ъ" глава комитета Евгений Федоров, затруднившись уточнить, какие памятники он имеет в виду. Господин Федоров лишь сообщил, что Госдума "начнет работать" с поправками Мосгордумы, как только они поступят в федеральный парламент, и добавил, что их будет обсуждать "как правительство, так и бизнес".
Ъ
|