Компания «Пронто-Москва», издающая газету «Из рук в руки», планирует перезапустить портал Job.ru. Теперь компания будет получать доход не от рекламы, а за счет платного доступа работодателей к базе резюме. Участники рынка говорят, что данная модель более рентабельна, но указывают на проблему создания такой базы данных, за которую работодатели будут готовы платить.
О перезапуске Job.ru РБК daily рассказал руководитель направления «Работа и обучение» компании «Пронто-Москва» Сергей Шевченко. По его словам, с этого года за размещение более 20 вакансий на Job.ru работодатели будут платить около 5 тыс. руб. в месяц и получать доступ к архиву резюме Job.ru. Доступ к вакансиям для соискателей останется бесплатным. «Мы будем модерировать резюме, работодатели будут платить за более качественный сервис. Таким образом мы привлечем гораздо больше крупных компаний», - говорит г-н Шевченко. По его словам, новая система позволит компании за год увеличить количество резюме в десять раз - со 100 тыс. до 1 млн, а количество вакансий удвоить - до 200 тыс. «Мы планируем увеличить наш годовой доход с 2,5 млн долл., которые мы заработали в прошлом году за счет рекламных доходов, до примерно 5 млн в этом», - надеется г-н Шевченко. Он отмечает, что «Пронто-Москва» планирует запустить версии Job.ru в городах-миллионниках и странах СНГ. «Там у нас уже работают представительства «Из рук в руки», на базе которых можно создать офисы для работы с локальными работодателями», - говорит он.
По оценкам участников рынка, более 40% сегмента онлайн-рекрутинга занимает Headhunter.ru, примерно 30% делят «Работа.ру», Superjob.ru и Job.ru. Объем рынка составляет около 30 млн долл., при этом он растет примерно на 50% каждый год.
Эксперты и участники рынка отмечают, что переход онлайн-рекрутеров от рекламной к информационно-сервисной бизнес-модели стал тенденцией, но указывают на сложности при отборе качественных резюме. «По этой схеме уже работают лидеры рынка - Headhunter.ru, Superjob.ru. Видимо, речь о собственной рентабельности Job.ru долгое время не шла, но в последнее время качество размещаемых у них вакансий стало падать. Думаю, это вызвало беспокойство акционеров», - рассуждает вице-президент Delta Private Equity Partners Александр Лупачев.
С ним соглашается главный редактор газеты «Труд» Владимир Бородин: «Рост рекламы в сегменте порталов о вакансиях выше среднего - больше 70%. Однако такие сайты без контентной составляющей, как Job.ru, сталкиваются с проблемой качества аудитории. Их аудиторию сложно зафиксировать и продать рекламодателю. Это заставляет такие ресурсы переходить на другие схемы работы», - говорит он.
Директор по маркетингу Headhunter.ru Ольга Бруковская напоминает, что крупнейший в мире онлайн-рекрутер Monster Worldwide, работающий по информационно-сервисной модели, в прошлом году объявил о запуске своей российской версии. «Одно рекламное место можно продать рекламодателю один раз в конкретный период времени, а информационно-сервисная модель предусматривает неограниченное количество раз в конкретный период времени», - говорит она. Постепенно рынок будет переходить на информационно-сервисную модель: Headhunter.ru уже так работает, а «Работа.ру» собирается, говорит г-жа Бруковская. Она отмечает, что Job.ru столкнется с проблемой предоставления качественного сервиса. «Технологию отбора резюме и привлечения средств работодателей достаточно сложно выстроить. Это требует опыта принятия маркетинговых и бизнес-решений, которых у Job.ru пока нет», - говорит она.
rbcdaily.ru