Победить спам невозможно, поскольку он очень популярен у российского бизнеса в качестве рекламного инструмента. По последним данным, пик спам-сообщений пришелся на 1 января 2008 года – спам составил 97% от всех получаемых сообщений. Сейчас спамеры активно осваивают блоги и социальные сети.
В январе средняя доля спам-сообщений в почтовом трафике составляла 86,4%. Самый низкий показатель был зафиксирован 28 января и составил около 73%, самый высокий наблюдался в первый день года и достиг 97% – такие данные опубликовала компания «Лаборатория Касперского». Как замечено в исследовании, доля спама в почтовом трафике в январе резко подскочила из-за сокращения деловой переписки в новогодние каникулы.
Согласно данным последнего доклада компании Symantec, спам в настоящее время составляет 78,5% всех сообщений электронной почты. Эта цифра, в сравнении с предыдущими месяцами, возросла.
И теперь главным источником спама стала Европа, а не США.
По данным «Лаборатории Касперского», самыми популярными темами в российских спам-сообщениях стали: «Медикаменты; товары и услуги для здоровья» – 48,1%, «Образование» – 9,3%, «Услуги и сервисы для взрослых» – 5,2%, «Отдых и путешествия» – 4,7%, «Услуги по электронной рекламе» – 4,2%. Доля «фишерских» сообщений (используемых для «вылавливания» чужих электронных адресов) в прошлом месяце составила около 1% от общего объема корреспонденции. Вредоносные программы содержались в 1,13% всех электронных писем.
Как пояснил «Газете.Ru» специалист «Лаборатории Касперского» Андрей Никишин, российский спам очень сильно отличается от западного. «Если на Западе спам-сообщения в основном связаны с рекламной не совсем законных продуктов, например, поддельной «Виагры» или какой-либо пиратской продукции, то в России через спам рекламируют все, что только можно», – заявляет Никишин. Например, в 2007 году все чаще стали попадаться сообщения с предложениями по написанию дипломов и курсовых, а также по изготовлению шпаргалок.
Актуальными в преддверии зимней сессии стали предложения по продаже дипломов об окончании вузов.
Технологии спама также не остались на прежнем уровне: если раньше, чтобы обойти системы защиты, спамеры разбивали текст письма случайными символами, что делало его совершенно нечитаемым, то теперь они разбавляют свои сообщения html-тэгами.
Нередко в январе можно было встретить и сообщения, якобы посылаемые администрацией популярного портала Mail.ru и содержащие вредоносную троянскую программу. Сначала пользователям приходили изображения с привычным логотипом, затем стали приходить письма со ссылкой с беспорядочным набором букв. Теперь для того, чтобы заманить получателей на нужный ресурс, спамеры прибегли к использованию блогов на Mail.ru и страничек на популярных сайтах социальных сетей – таких как odnoklassniki.ru и vkontakte.ru.
В «Лаборатории Касперского» рассказали, что каждый день в среднем около 100 спам-сообщений поступает на почтовый ящик обычного пользователя. Обработка спама очень дорого обходится как рядовым пользователям, которые тратят время на прочтение спам-сообщений, так и поставщикам интернет-услуг – им приходится тратить лишний трафик на обработку, хранение, пересылку спама. Единственным способом борьбы на сегодняшний день с этим явлением является техническая фильтрация сообщений, говорит специалист по спаму «Лаборатории Касперского» Андрей Никишин. «Сейчас возможно фильтровать до 95-98% спам-сообщений», – заявил Никишин. «Для борьбы со спамом у нас существует многоуровневая система фильтров на разных этапах, – говорит PR-директор Rambler Media Александр Ковалев. – Спам сейчас является универсальной проблемой любой почты, однако статистика кликов на кнопку «Спам» в почте «Рамблера» невелика».
«Последние 3-4 года количество спама составляет от 85% до 95% всех получаемых сообщений», – заявляет аналитик компании «Финам» Леонид Делицин.
По его словам, победить спам ни технически, ни законодательно невозможно, так как такая форма рекламы пользуется бешеной популярностью у бизнеса.
Такого же мнения придерживается и директор по внешним связям лиги независимых экспертов в области информационных технологий Linex Василий Буров: «Огромное количество сообщений с рекламой за такие небольшие деньги обеспечивает огромный спрос на спам». По мнению Бурова, спамом пользуются те, кто не хочет официально выкладывать рекламные баннеры на сайтах, но надеется донести информацию о своем продукте и об услугах максимально быстро и за небольшие деньги.
Поэтому искоренить спам сейчас невозможно. «Полная победа над спамом на сегодняшний день – это утопия, хотя можно говорить об изобретении и использовании более совершенных технологий очистки почты», – заявляет Ковалев из Rambler Media.
Газета.ру
|