Около 95% всех электронных писем в 2007 году приходилось на спам, данные Barracuda Networks. В 2001-м эта цифра не превышала 5%. В 2007 году 9 из 10 электронных писем были отправлены спамерами.
Повышенный спрос на спам-рассылки объясняется в том числе новыми возможностями спама. Спамеров сейчас используют не только в рекламных целях, но и, например, в корпоративных войнах. В середине марта сайт социальной сети Сonnect.com.ua несколько часов был недоступен для пользователей.
Спамеры начали заваливать интернет-пользователей письмами от имени социальной сети, хотя его собственники утверждают, что не заказывали рассылку. После жалоб в SpamCop.net (портал, принадлежащий американской компании IronPort Systems, которая рекомендует провайдерам отключать ресурсы, участвующие в рассылке спама) Сonnect.com.ua был временно отключен от сети. Разработчики Коннекта не исключают, что заказчиками лже-рассылки могли быть конкуренты.
В спам-отчете Лаборатории Касперского за 2007 год указывается, что спамеры используют реквизиты социальных сетей из-за растущей популярности последних: «Раньше спам часто приходил под видом уведомлений с популярных форумов. В условиях жесткой фильтрации спама в электронной почте спамеры вынуждены искать другие (действенные. - Прим. Контрактов) каналы распространения информации».
Когда популярность социальных сетей сойдет на нет, спамеры найдут другие способы обойти почтовые фильтры: графический спам, mp3-спам, зомби-сети, прогнозируют IT-cпециалисты, добавляя, что спам-рассылки - в любом случае надолго, поскольку это очень перспективный бизнес. Спрос на мусорные рассылки растет на 50-60% в год, обеспечивая е-почтальонам высокую рентабельность и быструю окупаемость вложений. Например, ежемесячный доход российского спамера без учета текущих расходов достигает $15 тыс. Начальные инвестиции (в основном в сетевое оборудование) в размере $20 тыс. окупаются всего за несколько месяцев. По оценкам экспертов, в прошлом году российские спамеры заработали на электронной рассылке $15 млн. Украинские фирмы и ЧП тратят на спам-рассылки около $7 млн в год. Для сравнения: годовой объем украинского рынка легальной интернет-рекламы составляет $12 млн.
Спам считается самым дешевым рекламоносителем. Разовая рассылка сообщения миллиону адресатов стоит символические $200. Пока никто не измерял эффективность такого вида рекламы, но сами спамеры уверяют, что их клиенты, как правило, не ограничиваются одним заказом.
Объемы мусорной e-рекламы растут, в том числе и из-за труднонаказуемости организаторов рассылок - во многих странах спамерство считается преступлением. Спамеров сложно найти и практически невозможно привлечь к ответственности, хотя показательные судебные процессы все же случаются. В марте в США арестован «король спама» Роберт Солоуэй. Ему грозит 26 лет тюрьмы за мошенничество и уклонение от уплаты налогов. Это не первая попытка привлечь его к ответственности: в 2005 году суд первой инстанции обязал Солоуэя выплатить $7,8 млн штрафа. Но тогда ему удалось избежать наказания. В том же 2005-м он заработал на спаме $300 тыс. Чаще в руки правоохранителей попадаются пешки или непрофессионалы. Например, японца Юки Шиина обвинили в рассылке 2,2 млрд сообщений. Он купил базу данных из 600 тыс. электронных адресов, заплатив $927, и на рассылке спама по этим адресам заработал $18 540. Российская прокуратура пытается привлечь к ответственности пермского спамера - ему грозит штраф в размере от 4 до 20 тыс. рублей (853-4265 грн).
В Украине подобного прецедента пока не было. Но случай с Коннектом вполне может повлечь за собой судебные разбирательства. Администрация ресурса уже подала заявление в подразделение МВД по борьбе с преступлениями в сфере интеллектуальной собственности и высоких технологий.
Табу для большого бизнеса
Для крупных компаний рассылка рекламы по почте - табу. «Основной недостаток такой формы «общения» с целевой аудиторией - низкий уровень доверия к подобной информации. В большинстве случаев потребитель, получающий письмо по спам-рассылке, относит его источник к разряду подозрительных. Спам - «лучший» способ загубить репутацию серьезной компании или бренда», - уверен Дмитрий Халанский, исполнительный директор киевского офиса коммуникационного агентства SPN Ogilvy PR.
Контракты
|