Городская администрация Санкт-Петербурга ужесточает отношение к наружной рекламе. Вслед за крупноформатными конструкциями чиновники собираются в течение нескольких лет ликвидировать и щиты 3×6, на которые приходится почти половина местного рынка.
В четверг зампредседателя Комитета по печати и взаимодействию со СМИ Дмитрий Знаменский на встрече с операторами рынка наружной рекламы объявил, что город решил не продлевать договоры не только на крупноформатные конструкции, но и на билборды 3 × 6. Это подтверждают двое рекламистов, участвовавших во встрече. О намерениях Смольного не продлевать договоры на такие рекламоносители слышали еще два участника рынка.
Первым ударом по рынку наружки стало заявление губернатора Петербурга Валентины Матвиенко в мае 2007 г. о том, что Смольный будет убирать из города все рекламоносители крупнее щитов 3 × 6. С тех пор демонтировано больше 500 конструкций. Концепция вывода крупноформатных конструкций так и не разработана. А рекламисты не только смотрели, как демонтируют их конструкции, но и ставили новые — по программам, которые раньше инициировал Смольный.
На крупные форматы приходится, по данным «Эспар-аналитик», лишь несколько процентов от общего количества конструкций, а вот на щиты 3 × 6 — почти половина. Объем рынка наружной рекламы в прошлом году составил около $170 млн, учитывая рекламу на транспорте и в метро.
В денежном выражении на щиты 3 × 6 приходится около 60% рынка, или больше $100 млн, а на крупные форматы — около 25% (примерно $42 млн), говорит гендиректор «Эспар-аналитик» Андрей Березкин.
По словам Знаменского, доходы от наружной рекламы в последние годы не являются такими принципиальными для города, какими были несколько лет назад. В прошлом году они составили около 740 млн руб. А городскую эстетику конструкции портят, причем не только в историческом центре, но и на окраинах, уверен чиновник. По словам Знаменского, крышные установки и рекламные полотна на фасадах пока трогать не будут, нет у Смольного претензий к пилларам (рекламные тумбы), щитам сити-формата (1,2 × 1,8) и щитам формата 2,6 × 3,6. А щиты 3 × 6, по его словам, будут демонтироваться по мере окончания договоров с городом. Он отмечает, что договоры примерно по 1000 щитам прекратятся в течение года. Процесс может занять несколько лет.
Участники рынка попали в неравные условия, утверждает президент «Талера» Михаил Пационко. По его словам, у крупнейших операторов — News Outdoor и «Постера» большая часть договоров будет действовать не меньше пяти лет, а у остальных игроков сроки подходят к концу. Это подтверждает директор ГУП «Городской центр размещения рекламы» Андрей Лапин. В 2003 г. «Постер» и ОММ (в 2004 г. куплена News Outdoor) продлили большинство своих соглашений с городом до 2013 г., а договоры остальных участников истекут в течение двух-трех лет, говорит он. Директор петербургского представительства News Outdoor Владимир Рябовол и гендиректор «Постера» Кирилл Опарин отказались от комментариев.
Участники рынка лишь недоумевают, зачем убирать самые распространенные щиты из спальных районов. «На окраинах есть улицы, где щиты 3 × 6 не портят городскую среду, а смотрятся вполне органично. Как, впрочем, и крупноформатные рекламоносители», — заявляет гендиректор «Руана» Игорь Ананских.
С ним согласны два руководителя крупных рекламных компаний, просившие не ссылаться на них в печати. Один из них отмечает, что некоторые участники рынка хотели бы поставить вместо демонтированных крупноформатных носителей конструкции, к которым у города нет претензий.
Партнер петербургского офиса Baker & McKenzie Игорь Горчаков считает, что у рекламистов в этой ситуации мало шансов отстоять свои позиции в суде. Решать, какие форматы рекламоносителей могут располагаться в определенных местах, по его словам, — прерогатива города. А вот если администрация будет перезаключать договоры с некоторыми участниками рынка, у остальных появятся хорошие шансы для доказательства нарушений антимонопольного законодательства, добавляет юрист.
Ведомости
|