Крупнейший в России (и шестой в мире) производитель соков "Лебедянский" впервые с момента своего размещения на бирже в 2005 году закончил отчетный период с убытком. Эксперты отмечают, что "Лебедянский" сознательно пошел на снижение финансовых показателей, повысив цены на продукцию всего на 13% при росте себестоимости производства в 23%.
Это было сделано для сохранения доли на соковом рынке в преддверии покупки "Лебедянского" компанией PepsiCo. В марте было объявлено о том, что в третьем квартале этого года PepsiCo закроет сделку по покупке 75,5% акций сокового бизнеса "Лебедянского" за $1,4 млрд. Сейчас ОАО "Лебедянский" принадлежит депутату Госдумы Николаю Борцову (30%), его сыну главе совета директоров ОАО Юрию Борцову (25,1%), членам совета директоров Ольге Белявцевой (18,4%) и Дмитрию Фадееву (2%), топ-менеджерам (0,63%), free float - 23,87%.
За первый квартал 2008 года общий объем продаж продукции "Лебедянского" достиг 270 миллионов литров - на 3% больше, чем за аналогичный период 2007 года. При этом продажи соков снизились на 1% до 230,2 миллиона литров, детского питания - выросли на 27% до 19,3 миллиона литров, питьевой и минеральной воды - на 46% до 20,5 миллиона литров.Но если в прошлом году за этот период компания получила 24,2 миллиона долларов чистой прибыли, то в этом продемонстрировала чистый убыток в 5,4 миллиона. Меньше всего "Лебедянский" повысил цены именно в основном для себя соковом сегменте - на 12%. Для сравнения, детское питание подорожало на 19%, минеральная вода - на 23%.
В преддверии продажи PepsiCo "Лебедянскому" было важно сохранить долю на соковом рынке, пусть даже показав убытки, отмечает "Коммерсанту" аналитик компании "Совлинк" Павел Жаворонков. По данным розничного аудита Nielsen Company, "Лебедянский" сохранил лидерство на рынке соков с долей в натуральном выражении 29,8% и 30,6% в денежном выражениях.
А вот компания "Вимм-Билль-Данн", вчера также обнародовавшая итоги первого квартала, показала чистую прибыль в 41,9 миллиона долларов - на 30,6% больше по сравнению с аналогичным периодом 2007 года. Выручка за отчетный период увеличилась на 34,8%, до 731,9 миллиона долларов, в том числе выручка от продаж молочной продукции - на 34,1%, напитков - на 25,8%,. Наибольший рост показал сегмент "Детское питание": доходы от продажи этой категории увеличились на 67,1%. Как сообщается в пресс-релизе ВБД, в первом квартале 2008 года закупочная цена на сырое молоко выросла на 62,3% к уровню прошлого года в рублевом эквиваленте, а закупочная цена на яблочный концентрат - практически в два раза. Цены на продукцию ВБД выросли в среднем на 34,9%, в том числе в сегменте "Напитки" - на 27,1%, "Детское питание" - на 31,2%.
Между тем, Александра Шелестовича из Собинбанка заявил РБК-daily, что в сегменте напитков ВБД также, как и "Лебедянский", не показал роста продаж в натуральном выражении (компания опубликовала данные только в денежном выражении). "Исходя из показателей средней отпускной цены за литр и выручки этого сегмента, в первом квартале 2007-го и первом квартале 2008 года компания продала примерно одинаковый объем продукции - порядка 115 миллионов литров", - говорит аналитик. Поэтому прибыль с одной стороны и убытки с другой объясняются именно различной ценовой политикой.
|