Казалось бы, банки должны преуспеть в рекламе своей продукции на столь динамичном рынке. Тем не менее опросы Национального агентства финансовых исследований (НАФИ) показывают, что знания граждан РФ о брендах в финансовой сфере оставляют желать лучшего.
Бум на рынке потребительского кредитования – устойчивая тенденция, повторяют эксперты. Они апеллируют к такому показателю как отношение объемов выданных кредитов к ВВП. По нему РФ существенно отстает даже от стран Восточной Европы (на Западе этот показатель достигает 50%).
Казалось бы, банки должны преуспеть в рекламе своей продукции на столь динамичном рынке. Тем не менее опросы Национального агентства финансовых исследований (НАФИ) показывают, что знания граждан РФ о брендах в финансовой сфере оставляют желать лучшего.
Причем для многих понятие "банк", прежде всего ассоциируется со "Сбербанком России". Выходит, рекламируя свои услуги, прочие банки невольно становятся агентами Сбербанка, аналитики фиксируют запрос на имиджевую рекламу банков.
"Реклама не предназначена для того, чтобы информировать потребителя обо всех услугах, – соглашается в эфире РБК-ТВ в программе "Рекламная пауза" генеральный директор НАФИ Ольга Кузина. – И очень многие банки делают ставку на рекламу бренда, они идут по понятному и уже пройденному на Западе пути, что банк – это такое солидное учреждение".
Но прежде чем принять решение по потребительскому кредиту, нужно понять, сколько он стоит. "В этом загвоздка: банки не только в рекламе не сообщают о полной стоимости, но и когда приходишь в сам банк..., – говорит О.Кузина. – Хотя сейчас это и запрещено законодательно, а раньше можно было увидеть, что годовая ставка 20%, но еще есть комиссии за ведение ссудного счета, недельные, ежемесячные – все меньшим и меньшим шрифтом. Важная информация размещалась на сгибе листа (чтобы быстрее затерлась) и т.д.".
Напомним, поправки в закон "О банках и банковской деятельности", обязывающие сообщать потенциальным клиентам полную и достоверную информацию о кредите, вступили в силу 12 июня 2008г.
"Надежность банка не очень важна. Важно, чтобы не обманули в момент заключения договора", – резюмирует О.Кузина. Любопытно, но сами граждане, по крайней мере, 15% опрошенных НАФИ, считают, что имеют полное право обмануть банк. Все по той же причине недобросовестности банкиров, столько лет скрывавших комиссии за ведение счета и реальные процентные ставки. Психолог, доцент Института психологии РАН Валерий Хащенко связывает такое большое число положительных ответов также и с социальным протестом населения.
В НАФИ отмечают разные подходы в позиционировании потребительских кредитов иностранными и отечественными банками. "Они различаются по целевым группам, – констатирует О.Кузина. – Иностранцы условно хотят средний класс и выше. А наши могут идти от среднего класса и ниже".
Оговоримся, некоторые эксперты предвещают скорое окончание бума потребительского кредитования в России. При среднемесячной зарплате в 300 долларов уровень задолженности на душу населения составляет уже 266, подсчитали аналитики Альфа-банка.
С другой стороны, зарплаты в стране растут, а возможностей приобрести ипотечный кредит не прибавляется, так что лишь воспроизводится база для потребкредитования. Тем более, что россиянам еще очень далеко до европейского "мастерства" жизни в кредит. Ведь жители объединенной Европы, похоже, вообще не выходят из банков. По подсчетам Национального института статистики Испании, к примеру, зарплаты 60% испанских семей вследствие ипотечной нагрузки не хватает до конца месяца: часто испанские граждане ЕС прибегают к кредиту даже для покупки продуктов питания.
РБККазалось бы, банки должны преуспеть в рекламе своей продукции на столь динамичном рынке. Тем не менее опросы Национального агентства финансовых исследований (НАФИ) показывают, что знания граждан РФ о брендах в финансовой сфере оставляют желать лучшего.
Бум на рынке потребительского кредитования – устойчивая тенденция, повторяют эксперты. Они апеллируют к такому показателю как отношение объемов выданных кредитов к ВВП. По нему РФ существенно отстает даже от стран Восточной Европы (на Западе этот показатель достигает 50%).
Казалось бы, банки должны преуспеть в рекламе своей продукции на столь динамичном рынке. Тем не менее опросы Национального агентства финансовых исследований (НАФИ) показывают, что знания граждан РФ о брендах в финансовой сфере оставляют желать лучшего.
Причем для многих понятие "банк", прежде всего ассоциируется со "Сбербанком России". Выходит, рекламируя свои услуги, прочие банки невольно становятся агентами Сбербанка, аналитики фиксируют запрос на имиджевую рекламу банков.
"Реклама не предназначена для того, чтобы информировать потребителя обо всех услугах, – соглашается в эфире РБК-ТВ в программе "Рекламная пауза" генеральный директор НАФИ Ольга Кузина. – И очень многие банки делают ставку на рекламу бренда, они идут по понятному и уже пройденному на Западе пути, что банк – это такое солидное учреждение".
Но прежде чем принять решение по потребительскому кредиту, нужно понять, сколько он стоит. "В этом загвоздка: банки не только в рекламе не сообщают о полной стоимости, но и когда приходишь в сам банк..., – говорит О.Кузина. – Хотя сейчас это и запрещено законодательно, а раньше можно было увидеть, что годовая ставка 20%, но еще есть комиссии за ведение ссудного счета, недельные, ежемесячные – все меньшим и меньшим шрифтом. Важная информация размещалась на сгибе листа (чтобы быстрее затерлась) и т.д.".
Напомним, поправки в закон "О банках и банковской деятельности", обязывающие сообщать потенциальным клиентам полную и достоверную информацию о кредите, вступили в силу 12 июня 2008г.
"Надежность банка не очень важна. Важно, чтобы не обманули в момент заключения договора", – резюмирует О.Кузина. Любопытно, но сами граждане, по крайней мере, 15% опрошенных НАФИ, считают, что имеют полное право обмануть банк. Все по той же причине недобросовестности банкиров, столько лет скрывавших комиссии за ведение счета и реальные процентные ставки. Психолог, доцент Института психологии РАН Валерий Хащенко связывает такое большое число положительных ответов также и с социальным протестом населения.
В НАФИ отмечают разные подходы в позиционировании потребительских кредитов иностранными и отечественными банками. "Они различаются по целевым группам, – констатирует О.Кузина. – Иностранцы условно хотят средний класс и выше. А наши могут идти от среднего класса и ниже".
Оговоримся, некоторые эксперты предвещают скорое окончание бума потребительского кредитования в России. При среднемесячной зарплате в 300 долларов уровень задолженности на душу населения составляет уже 266, подсчитали аналитики Альфа-банка.
С другой стороны, зарплаты в стране растут, а возможностей приобрести ипотечный кредит не прибавляется, так что лишь воспроизводится база для потребкредитования. Тем более, что россиянам еще очень далеко до европейского "мастерства" жизни в кредит. Ведь жители объединенной Европы, похоже, вообще не выходят из банков. По подсчетам Национального института статистики Испании, к примеру, зарплаты 60% испанских семей вследствие ипотечной нагрузки не хватает до конца месяца: часто испанские граждане ЕС прибегают к кредиту даже для покупки продуктов питания.
РБК
|