Автоконцерн Daimler пытался лишить Тушинский машиностроительный завод (ТМЗ) прав на логотип с профилем истребителя, увидев в нем сходство со знаком Mercedes. Патентное ведомство с этим не согласилось.
Палата по патентным спорам (ППС) в конце октября утвердила решение об отказе в отмене регистрации товарного знака ТМЗ, следует из документа ППС, имеющегося в распоряжении «Ведомостей». Оспорить права ТМЗ на знак, зарегистрированный в 2005 г., требовали юристы из штаб-квартиры Daimler, рассказала Марина Гринева, патентный поверенный бюро «Евромаркпат», защищающего интересы концерна в России. Немецкие юристы посчитали, что ТМЗ нарушает права Daimler: логотип завода схож с трехлучевой звездой Mercedes-Benz по внешней форме, симметрии, смысловому значению и характеру изображения, говорилось в заявлении концерна, поданном в ППС.
Знак Mercedes-Вenz используется в России почти 100 лет, хорошо знаком российскому потребителю и стал символом немецкого качества и надежности, настаивала Daimler, поэтому регистрация схожего знака ТМЗ — «акт недобросовестной конкуренции».
ППС не согласилась с доводами Daimler, решив, что знаки все же «создают разные графические образы»: профиль реактивного истребителя на логотипе ТМЗ не похож на трехлучевую звезду немецкого автоконцерна. Представитель российского офиса Daimler не смог сообщить «Ведомостям», будет ли компания оспаривать решение ППС в суде. Гринева, защищающая интересы немецкой компании в России, также отказалась от комментариев на этот счет.
ТМЗ, созданный в 1932 г., выпускал истребители, зенитно-ракетные комплексы и космический корабль «Буран», а в 1996-1997 гг. производил городские такси «Метрокэб». В последнее время компания изготавливает автобусы и троллейбусы по заказу правительства Москвы. Получить в пятницу комментарии у руководства завода не удалось: предприятие не работало, отмечая 20-летие выпуска «Бурана», сообщил сотрудник ТМЗ. Но о конфликте с немецким автопроизводителем упомянуто в отчете ТМЗ за III квартал 2008 г.
Судя по базе решений ППС, Daimler достаточно часто находит сходство своих знаков с российскими марками. В октябре 2007 г. немецкий автоконцерн подал в ППС возражение против предоставления правовой охраны в России товарному знаку китайской группы Sany, крупного производителя дорожной и строительной техники. Группа в 2005 г. зарегистрировала этот знак во Всемирной организации интеллектуальной собственности (World Intellectual Property Organization), включив в перечень стран, на которые распространяется защита прав, и Россию. Но ППС в октябре 2008 г. окончательно отказалась лишать регистрации знак Sany, указав, что он изображает три лопасти в круге, а не звезду, как у Mercedes-Benz.
В прошлом году Daimler пыталась также оспорить предоставление правовой охраны изобразительному знаку «Объединенных стекольных заводов Саратова» (ОСЗ, в виде трех соединяющихся треугольников, вписанных в шестиугольник), зарегистрированному в 2006 г. для всех классов товаров и услуг. ОСЗ выпускает и автомобильные стекла, поэтому в своем заявлении Daimler указывала, что из-за сходства логотипов потребитель может перепутать, стекла чьего производства покупает. Коллегия ППС сходства между саратовским шестиугольником и немецким кругом не обнаружила и в 2007 г. отказалась аннулировать регистрацию товарного знака ОСЗ.
Daimler добилась успеха только в защите самого премиального из своих брендов — Maybach. Концерн обнаружил сходство логотипа из двух букв «М», которым маркирует автомобили средней стоимостью $300 000-400 000, со знаком «Акватехника», принадлежащим московской компании «Ориентсансбыт», продающей сантехнику. Москвичи зарегистрировали свой знак в Роспатенте в 2006 г., тогда как Daimler свой — на четыре года раньше. ППС запретила «Ориентсансбыту» использовать спорный знак для рекламы продукции и услуг, но оставила возможность маркировать стилизованными буквами «ММ» унитазы, краны-смесители, аппараты для нагревания и охлаждения, а также других сантехнических и водораспределительных приборов. Эти товары не однородны с продукцией Daimler, следует из решения палаты, поэтому маркировка оспариваемым знаком не создаст у потребителя иллюзий, что сантехнику выпускает немецкий автоконцерн.
Попытка Daimler аннулировать чужие товарные знаки, пусть даже лишь отдаленно напоминающие ее собственные, — не прихоть, а необходимость, считает Евгений Ариевич, партнер юридической компании Baker & McKenzie. Производители вкладывают много средств в то, чтобы их бренд был узнаваемым с первого взгляда. Появление товаров со схожими логотипами снижает уникальность бренда, а значит, и его стоимость, объясняет Ариевич.
Ведомости.