26 ноября 2008 года в ИА «Українські Новини» прошла пресс-конференция на тему: «Украинский рынок PR: кто останется после кризиса?» На пресс-конференции были обнародованы итоги исследования рынка PR-услуг, проведенного компанией Publicity Creating и PR-бюро «Дієслово», при участии Бюро Маркетинговых Технологий.
Организаторы также поделились мнением по поводу тенденций развития украинского рынка PR в условиях финансового кризиса и озвучили свои прогнозы по поводу того, каким будет PR-рынок после кризиса.
Всего была собрана и проанализирована информация о 126 компаниях, предоставляющих PR-услуги в Украине. По результатам исследования, 80% из них сконцентрированы в Киеве (101 компания). Регионы представлены такими городами как: Харьков, Одесса, Днепропетровск, Донецк, Запорожье, Львов, Николаев, Полтава, Винница, Ивано-Франковск и Луганск.
Большинство из исследуемых компаний (60%) являются «профильными» - предоставляют только PR-услуги 45 компаний (специализированные PR-агентства), у 31 компании PR является одной из основных функций. У 50 компаний PR присутствует наряду с многими другими услугами.
По количеству лет работы на рынке, итоги исследования показали, что тенденция роста количества операторов рынка началась с 2001 года и продолжалась вплоть до текущего времени – в этот период возникло наибольшее количество PR-компаний, причем 2003 и 2007 года выделяются в этом промежутке как «пиковые».
Большинство украинских компаний, предоставляющих PR-услуги, являются средними, с количеством сотрудников от 10 до 30 человек, и небольшими, со штатом 5-10 человек. Мелких (1-5 сотрудников), больших (30-60 сотрудников) и крупных (больше 60 сотрудников) комапний значительно меньше, но на их долю приходится приблизительно треть рынка PR-услуг. Среднее количество сотрудников в PR-компаниях Украины, согласно данного исследования – 17 человек.
Проведенное исследование также установило «специализацию де-факто»: по отраслям, на которых работают клиенты агентств. Тройка отраслей-лидеров: финансовый (банки, страховые компании), FMCG и автомобильный (с клиентами на этих рынках работают 50, 44 и 32 компаний из числа исследованных, соответственно). Далее, идет группа из четырех рынков, на которых PR востребован в средней степени: ритейл, промышленность (металлургия, энергетика, тяжелая промышленность), алкогольные напитки и СМИ (с ними работают 29, 27, 25 и 21 компания, соответственно). Список замыкают такие отрасли как строительство/недвижимость, общественные организации, телекоммуникации и IT-технологии.
Что касается предоставляемых услуг и направлений PR, то по итогам исследования, основными из них являются: разработка и реализация PR-стратегий и PR-кампаний, Media Relations, внутрикорпоративный PR, антикризисное PR-реагирование, работа с государственными, общественными и бизнес–организациями. Неспециализированные агентства предлагают немало сопутствующих услуг (социологические и маркетинговые исследования, управленческий и маркетинговый консалтинг, создание фирменного стиля, Интернет – услуги, тренинги руководства и персонала, и т.д.).
Наиболее популярными направлениями деятельности компаний, предоставляющих РR-услуги, являются разработка PR-стратегии и PR-кампаний - эту услугу готова предоставить 91 компания из числа изученных. На втором месте Media Relations (эту услугу предоставляют 82 компании), далее по нисходящей идут: антикризисное PR-реагирование (34 компании) и внутрикорпоративный PR (28 компаний)
Оценивая ситуацию на украинском рынке PR и прогнозируя ее дальнейшее развитие на фоне финансово-экономического кризиса, участники пресс-конференции отметили:
Валерий Курейко, Генеральный директор компании Publicity Creating: «Рынок PR в 2009 году будет состоять на 90% из специализированных агентств и на 10% будет представлен коммуникационными холдингами, в составе которых работают PR-специалисты. Доля иностранных операторов будет на уровне не более 5-10%. Те компании, которые одновременно «сидели» и на рекламе, и пиаре, должны будут выбирать: там, где они найдут клиента, там они и останутся. Но таких «бело-серых» компаний, скорее всего, в течение следующего года уже не будет. По моему мнению, во время кризиса будет меньше рекламы и больше пиара. В условиях кризиса клиентам нужно минимизировать риски, и при этом считать деньги. Поэтому путь один – в агентства, нацеленные на маркетинговый результат и обладающие опытом – именно такие и останутся после кризиса.
Что касается географии, то мы с радостью наблюдаем, что пиар-агентства возникали не только в Киеве, но и в регионах, надеемся, что кризис не обрежет эти ростки. Что касается малых компаний, то они будут продолжать появляться, поскольку нетрудно содержать малый офис и небольшой штат, найти одного-двух клиентов. Но такие компании будут предоставлять ограниченный спектр услуг. Стратегическое планирование, консультирование руководства – прерогатива опытных компаний».
Нина Али, Директор PR-бюро «Дієслово»: «В Украине сейчас происходит не кризис, а PR кризиса. Особенно это касается компаний, прямо не зависящих от экспорта и от рынка финансовых услуг. Слово «кризис» сегодня – самый удобный аргумент для прикрытия массы вещей, которые ещё вчера легитимно нельзя было себе позволить - нежелания выполнять взятые обязательства, разгильдяйства, недобросовестной конкуренции. На PR-рынке в сегодняшней ситуации выживут только изобретательные и мобильные PR-агентства, которые смогут предложить Клиенту: вдвое больше за те же деньги; максимум инструментов и подходов на стыке PR и рекламы, PR и BTL, PR и DM.
Что касается прогнозов на следующий год, то ожидается увеличение доли специализированных пиар-агентств. Также увеличится доля небольших заказов от клиентов. Поэтому большим агентствам будет сложней удерживать штат. Несмотря на сокращение штатов, растет спрос на внутрикорпоративный пиар - для удержания квалифицированного персонала. Конечно, общий спад на рынке будет, но в целом прогнозы по развитию пиар гораздо более оптимистичны, чем по рекламному направлению – рекламные бюджеты системно сокращаются, по пиар мы еще не получили таких сигналов. Работа пиарщика на будущий период – это работа по созданию других ценностей, которые будут наполнять ряд между низкой и высокой ценой (ценовая коммуникация). Для этого и нужны подобные исследования. Рекламе пока не до этого, поэтому этим будут заниматься пиарщики».
Руслана Плис, Управляющий партнер Publicity Creating: «После кризиса рынок PR станет более структурированным, непрофильные, мелкие, непрофессиональные агентства либо уйдут с рынка, либо переориентируются в другие сферы коммуникаций. В связи с тем, что требования клиентов к качеству услуг и эффективности PR ужесточаются, это пойдет только на пользу профессиональному развитию рынка. Останутся те агентства, которые обладают опытом и клиентским портфелем, оптимизируют свои затраты на содержание офиса и персонала, и главное – смогут предложить клиентам эффективные PR-инструменты по приемлемой цене.
Государство и крупные компании в области PR должны бы применить хороший принцип «Свій до свого по своє». Ведь пиар – это в том числе идеология. Вполне возможно, что именно во время кризиса, украинский PR окрепнет и займет достойное место на рынке своей собственной страны».
|