Менеджмент ряда челябинских печатных изданий создал объединенный «черный список» рекламодателей, злоупотребляющих доверием СМИ. По их мнению, это даст возможность обезопасить рекламный рынок от потенциальных неплательщиков. Участники рынка наружной рекламы и BTL говорят о высоком риске использования такой базы в корыстных целях, однако отмечают ее полезность.
Решение об обмене данными по платежеспособности рекламодателей было принято в ноябре 2008 г., когда проблема неплатежей со стороны клиентов обострилась из-за финансовых по-трясений. Группа печатных СМИ Челябинска — «Комсомольская правда», «Ва-Банкъ», «Телесемь», «Теленеделя», «Соседи», «Аргументы и факты», «Метро74» и «Из рук в руки» — приняли решение о создании «черного списка» ненадежных контрагентов.
Были отмечены факты, когда рекламодатель, не расплатившись с одним изданием, заказывал рекламную кампанию в другом. «Рекламный рынок Челябинска всегда отличался высокой конкуренцией, которая в условиях кризиса только обострилась. В связи с этим многим изданиям приходится идти на такие уступки, как отсрочка платежей или заключение договора по факту размещения. Некоторые рекламодатели этим пользуются и, не заплатив, уходят в другие СМИ», — рассказала генеральный директор газеты «Метро» ЕЛЕНА РЕВНЯКОВА.
Сейчас, по словам генерального директора газеты «Комсомольская правда — Челябинск» НАТАЛЬИ ГЛАЗУНОВОЙ, в списке находится около 40 контрагентов. «Как правило, это небольшие компании. Крупные игроки все-таки следят за своей репутацией», — пояснила г-жа Глазунова.
По словам представителей изданий, сразу же было определено, что эта информация будет непубличной. «Создан FTP-сервер, на котором руководители рекламных служб оперативно размещают информацию о неплательщиках. Кроме того, была сформирована договоренность, по которой руководители изданий могут позвонить друг другу и выяснить в устной беседе историю того или иного рекламодателя. Мы сразу же договорились, что не будем публиковать эту информацию в открытых источниках», — говорит Наталья Глазунова.
Между тем, часть участников коалиции считает, что «черный список» пока не может служить полноценным источником информации о неплательщиках. Так, исполнительный директор ЗАО «Ва-Банкъ» АЛЕКСАНДР СМИРНОВ рассказал «ДК», что на сегодняшний день эта база активно заполняется лишь тремя игроками: «Комсомольской правдой», «Из рук в руки» и «Ва-Банком». «Пока что этот список не отвечает нашим потребностям в оперативной информации о неплательщиках: я уверен, что собственные базы изданий гораздо шире», — пояснил г-н Смирнов.
Пока руководители изданий используют в борьбе с дебиторской задолженностью большей частью традиционные методы. Так, в «Комсомольской правде» работают без предоплаты лишь с проверенными клиентами. «Новым рекламодателям мы ставим более жесткие условия. Кроме того, наша рекламная служба постоянно мониторит конкурирующие издания. Понятно, что клиент, размещавшийся регулярно, не будет ставить на карту собственную репутацию», — рассказала Наталья Глазунова. Используют собственные возможности мониторинга рекламодателей и в «Ва-Банке», кроме того, по словам г-на Смирнова, при работе с новым контрагентом принято заключать ряд дополнительных соглашений, дающих гарантию получения дебиторской задолженности через суд.
Для полноценнного функционирования, по словам Александра Смирнова, необходимо, чтобы в работу по формированию блэк-листа включились как остальные декларировавшие такое намерение участники: «Метро», «Соседи», «Телесемь», «Теленеделя» и «АиФ» — так и другие крупные участники рынка. С ним согласна Елена Ревнякова: для полноценной работы проекта необходимо не только дополнить участников проекта печатными изданиями, но и включить туда все ключевые СМИ региона: телеканалы, радио и интернет-проекты. Отсутствие в «черном списке» информации от газеты «Метро74» г-жа Ревнякова объяснила временными техническими проблемами.
Не все участники печатного рынка относятся к инициативе положительно. Как рассказал «ДК» на условиях анонимности руководитель рекламной службы одного из челябинских СМИ, от участия в проекте его компанию удерживает боязнь злоупотреблений. «Нередки случаи, когда рекламодатель разрывает отношения с каким-то конкретным изданием. Я не исключаю, что он при этом может попасть в такой «черный список». Ориентируясь на полученные данные, мы начнем перестраховываться, и в итоге потеряем хорошего контрагента», — пояснил эксперт. На возможность злоупотреблений указывает и генеральный директор рекламного агентства Brand Promotion Group АРТЕМ ПЛЕШАКОВ: «Вполне возможна ситуация, когда кто-то из коллег внесет перспективного рекламодателя в «черный список» лишь для того, чтобы конкуренты с ним не работали».
Опытом газетчиков могут воспользоваться и компании, работающие на других высоконкурентных рынках. Эксперты говорят, что при соблюдении определенных мер предосторожности составление общей базы неплательщиков было бы полезным начинанием. «О существовании такого списка у рекламных агентств мне ничего не известно, хотя злоупотребления на рынке нередки. Так, этой осенью объемы дебиторской задолженности выросли примерно на 20%, и если раньше мы пытались мирно договориться с такими рекламодателями, то сейчас просто обращаемся в арбитражный суд», — рассказал г-н Плешаков, пишет Деловой квартал - Челябинск.
|