Недаром медиамагнат Руперт Мердок хотел избавиться от бизнеса в России: налоговики предъявили News Outdoor Russia (NOR) претензии на 1, 3 млрд руб., сочтя, что для оператора наружной рекламы номер один распространение рекламы — не основной вид деятельности.
Управление ФНС по Москве требует от ООО «Ньюс аутдор» возмещения налоговой недоимки и пени на общую сумму в 1, 34 млрд руб., следует из решения управления, оказавшегося в распоряжении «Ведомостей». Претензии к News Outdoor возникли по итогам проверки, которую налоговики проводили в 2007 и начале 2008 г., подтвердил «Ведомостям» представитель компании. Проверка касалась работы NOR в 2005—2006 гг. и была повторной: предыдущую проводила 31-я инспекция налоговой службы и нарушений не нашла.
В конце 2008 г. NOR получила акт, в котором говорилось, что компания недоплатила 247 млн руб. налога на прибыль и 679 млн руб. НДС. Налоговики сочли, что NOR в отчетный период занималась не распространением наружной рекламы, а другими видами деятельности, значит, должна была платить не единый налог на вмененный доход (ЕНВД, который с 2005 г. в Москве платят операторы наружной рекламы), а НДС и налог на прибыль, указано в заявлении пресс-службы. Такой вывод сотрудники УФМС сделали потому, что еще раньше сотрудники МВД изъяли у NOR первичные финансовые документы за 2005—2006 гг. по основной деятельности и компания не успела их восстановить, объясняет представитель компании. Выемки проводили по запросу 31-го отделения налоговой службы, в котором NOR стоит на учете, проводившего ту самую первичную проверку, в ходе которой серьезных нарушений не нашли. Но, не найдя доказательств деятельности по размещению наружной рекламы, облагаемой другим налогом, УФНС выставила NOR недоимку по НДС и налогу на прибыль. Компания отправила налоговикам возражения, но 5 марта получила решение, в котором NOR было предложено уплатить с учетом пени 1, 34 млрд руб.
Сумма претензий — почти 14% от оборота NOR в 2007—2008 финансовом году. Прибыль должна была бы составлять порядка 15% от выручки, считает Андрей Березкин, гендиректор компании «Эспар аналитик». Но сейчас все куда хуже: первые два месяца 2009 г. NOR, как и все крупные операторы, несла убытки, добавляет Березкин. Объемы размещения наружной рекламы в России в январе сократились на 20%, цены — еще в среднем на 20%, по итогам года эксперты предрекали рекламному рынку падение до 15% от уровня 2008 г. А между тем Налоговый кодекс дает ФНС возможность сразу после вынесения решения наложить обеспечительные меры в виде ареста банковских счетов компании.
Чтобы опротестовать решение налоговиков в судах всех инстанций, уйдет не меньше года, предупреждает партнер Taxadvisor Дмитрий Костальгин.
Тем не менее компания настроена бороться: представитель News Corp. (материнская компания NOR) сообщил «Ведомостям», что корпорация изначально отвергла претензии УФНС и NOR собирается подать апелляцию в ФНС. Это не единственное разбирательство NOR в России. Московская мэрия пыталась в судах взыскать с компании около 380 млн руб. ущерба, уверяя, что той в 2003—2007 гг. было выделено 300 рекламных носителей, на которых должна была размещаться реклама в поддержку химических предприятий. За них компания платила 10% арендной платы, но рекламу не размещала. Мэрия проиграла в двух инстанциях, но федеральный арбитраж МО в конце 2009 г. направил дело на повторное рассмотрение, а 14 февраля арбитраж опять принял решение в пользу NOR. У рекламистов неплохие перспективы опротестовать претензии налоговиков в суде, считает Костальгин: «В судах удавалось доказать, что в отсутствие документов, изъятых милицией, налоги налогоплательщику начислены быть не могут». Получить комментарии в ФНС не удалось: пресс-секретарь службы был в отпуске.
Уйти не удалось «Чем больше я читаю об инвестициях в Россию, тем меньше мне это нравится, – заявил Руперт Мердок в августе 2008 г. – И чем мы успешнее, тем меньше мы застрахованы от того, что у нас украдут [бизнес]. Лучше мы продадим [его] сейчас». Вскоре в московские офисы News Outdoor пришли следователи – изымать документы по делу о халатности чиновников мэрии. Мердок начал переговоры о продаже News Outdoor Group французской JCDecaux (сделка оценивалась в $1 млрд), но в октябре стороны прекратили их «в связи с тяжелой ситуацией на мировых финансовых рынках».
News Outdoor Russia оператор наружной рекламы
Более 80% компании принадлежит News Corp. Руперта Мэрдока.
Выручка (GAAP, 2007/08 финансовый год, заканчивается 31 июня) – $385 млн.
Прибыль не раскрывается.
Располагает 40 000 поверхностей в 90 городах России.
Выручка News Corp. в 2008 г. – $33 млрд, капитализация – $4, 5 млрд.
Ведомости
|