Рынок наружной рекламы находится под угрозой уничтожения из-за вступивших в силу с 1 сентября изменений в ГОСТе. С таким заявлением выступили участники заседания «круглого стола» в Общественном совете города Москвы. Следование рекомендациям ГОСТа приведет к демонтажу 90% рекламных щитов, считают аналитики.
Как пишет РБК daily, общественный совет Москвы совместно с участниками рынка наружной рекламы готовит письмо в адрес мэра столицы Юрия Лужкова и председателя Госдумы Бориса Грызлова с просьбой внесения изменений в существующий ГОСТ по наружной рекламе.
Изменения к ГОСТу 52044-2003 «Наружная реклама на автомобильных дорогах и территориях городских и сельских поселений» вступили в силу уже 1 сентября 2009 года. Стандарт запрещает установку рекламных конструкций ближе 25 м от остановок маршрутных транспортных средств, на расстоянии менее 10 м от обочины автодорог вне населенного пункта и 5 м в населенных пунктах. Стандарт также вводит полный запрет на размещение транспарантов-перетяжек. Сегодня он носит рекомендательный характер. Однако все чаще чиновники воспринимают его как нормативный акт, обязательный к исполнению.
По словам первого замдиректора «Мосгоррекламы» Данила Першина, центр оперативного реагирования ГИБДД Москвы требует демонтировать рекламные конструкции, не соответствующие ГОСТу. «Однако в соответствии с законом «О рекламе» аннулирование разрешений на установку рекламных конструкций может иметь либо двусторонний характер, либо судебный, — объясняет г-н Першин. — ГИБДД подала около 30 исков в адрес участников рынка с требованием демонтировать конструкции. Первый подобный иск у ГИБДД в арбитражном суде на прошлой неделе выиграла компания Gallery».
«Так как ГОСТ носит рекомендательный характер, сегодня любой чиновник получил в руки бюрократический инструмент, по которому он может принимать вариативные решения в отношении тех или иных компаний — операторов рынка наружной рекламы, руководствуясь субъективным мнением», — отмечает Данил Першин.
Директор юридического департамента Gallery Елена Михайлова считает, что если ГОСТ создает права и обязанности для сторон, а также подпадает под другие признаки содержания правовой нормы, он является нормативным актом. Но в таком случае нормативный акт требует государственной регистрации и публикации, чего до сих пор никто не сделал. Управляющий партнер адвокатского бюро «Карабаев и партнеры» Сергей Карабаев добавляет: «Если нормативный акт не зарегистрирован в Минюсте, он не считается вступившим в действие. Судебная практика уже меняется в лучшую сторону, и рано или поздно будет положительное решение высших судебных инстанций».
На рассмотрении в Госдуме сегодня находится проект закона о техрегулировании, который был подготовлен при участии игроков рынка. По мнению представителей наружной рекламы, новый закон необходимо принять в самое ближайшее время. За его скорейшее принятие ратует и Общественный совет Москвы. По словам члена правления Московской рекламной гильдии при МТПП Игоря Пронина, если не приостановить действие ГОСТа, индустрия понесет миллиардные убытки, что приведет к потере до 100 тыс. рабочих мест в смежных областях деятельности: «Применение ГОСТа приведет к сокращению до 80% средств в наружной рекламе. Существенно сократятся и доходы городов от арендных платежей». В 2008 году они составляли около 15 млрд руб. Резко сократятся, по словам г-на Пронина, и налоговые отчисления. В 2008 году в Москве они составляли 2,8 млрд руб., в России — 5 млрд руб.
«На территории российских городов просто нет альтернативных мест для установки рекламных конструкций, — считает гендиректор «ЭСПАР-Аналитик» Андрей Березкин. — ГОСТ ведет к уничтожению сегмента наружной рекламы в России». По оценкам аналитика, по итогам 2009 года рынок наружной рекламы из-за последствий экономического кризиса сократится на 45%. Если ГОСТ будет признан нормативным документом и не будет нести только рекомендательный характер, более 90% всех рекламных конструкций необходимо будет демонтировать.
|