Реклама – действенный метод продвижения товаров и услуг на рынке. Без нее, нуждающимся в строительных услугах людям, было бы очень трудно узнать, где можно найти специалистов, чтобы построить деревянные дома из клееного бруса, а строительные компании изнывали бы в ожидании клиентов. Несомненно, реклама полезна и производителям, продавцам и потребителям, покупателям, но, очень часто, она бывает назойливой, не соответствующей истине. Ведь реклама, иногда, сильно преувеличивает и превозносит достоинства рекламируемого продукта, умалчивая при этом о других аспектах, таких как, воздействие на здоровье, полезность, уникальность его свойств. Этично ли это, убеждать людей в том, что является лишь полуправдой или, всего лишь, отдаленно имеющим связь с реальным состоянием дел? А ведь большинство населения верит рекламе, особенно это касается людей старшего возраста, живших в СССР и верящих в истинность печатного слова, а тем более, слова, сказанного с экрана телевизора.
Какой должна быть этичная реклама.
Какие критерии этичности предъявляются к рекламе? Прежде все, реклама должна быть достоверной и не вводить в заблуждение потребителей. Если человеку необходимы бытовки, естественно, он рассчитывает на высокое качество. Рекламируемые продукты не должны наносить вред здоровью людей, чести и достоинству, имуществу, а также, окружающей среде. Реклама не должна идти в разрез с общественными интересами, нормами морали и права, принципами гуманизма.
Реклама имеет огромную убеждающую силу на аудиторию потребителей. Однако, нормы этичности рекламы часто нарушаются, когда дело касается рекламы лекарственных средств. На какие только ухищрения не идут рекламодатели, в поисках идей для продвижения своего продукта. Образ доброго доктора или фармацевта, убеждающего купить именно тот или иной препарат, образ простого, среднего человека, вещающего, что принял таблетку, и все проблемы как рукой сняло, образ матери, без врача знающей, что дать больному ребенку – это очень действенные методы рекламы. Но ведь лекарства, часто имеют противопоказания, предостережения при приеме, которые в рекламном ролике не обговариваются. А купленные без рецепта лекарства очень часто принимаются просто так, даже без прочтения инструкции. Ведь рекламе верят.
Особенно, вопрос этичности рекламы должен касаться товаров для детей. Это очень впечатлительная публика, верящая в правдивость сказочных персонажей, доверительно рассказывающих о «полезных» йогуртах, или исключительности тех детей, которые десятками поедают шоколадки. Родители этих детей поставлены в очень непростые условия: с одной стороны просящее вкусность чадо, с другой – раздумья и сомнения о полезности этих сладостей или игрушек.