3 ноября в бренд-секции «PARRA» в мебельном центре «Гулливер» открылась уникальная фотовыставка, посвященная истории кровати. Фотоэкспонаты, представляющие кровати и спальни разных эпох, стран и культур, расположились в современном интерьере. И тем интереснее было проследить многочисленные трансформации кровати в истории человечества, о которых журналистам, собравшимся на открытие выставки, рассказала Мария Ряузова, дизайнер архитектурной среды.
Свою привычную форму — с двумя спинками и лежанкой между ними — кровать обрела только два столетия назад, видоизменяясь в зависимости от культурного и исторического контекста, климатических условий. В традиционный японский минималистичный интерьер лучше всего вписывалась татами (циновка из соломы), долгое время остававшаяся привилегией благородного сословия. И если большинство народов Востока спало практически на земле, в Китае традиционными являлись кровати-беседки, оснащенные вторым ярусом, задрапированные тканью, хорошо защищавшей от ночного ветра и насекомых.
Отдельное помещение для сна во многих странах появилось лишь в средние века, до этого на ночлег укладывались где придется, в холодное время года – поближе к огню. Особенности спального места в средневековой Европе были обусловлены банальными сквозняками, царящими в каменных домах и замках – поэтому кровать устанавливалась на постаменте, на который нужно было взбираться по лестнице.
С 16 столетия кровать становится показателем положения в обществе: спальные ложа состоятельных людей изготавливаются из натурального дерева, украшаются дорогими и изысканными материалами. Неотъемлемый аксессуар кровати - балдахин, защищающий спящего от холода и создающий атмосферу уединения. С этими же целями кровати нередко встраиваются в стену. Дополнительные функции появляются у кровати в эпоху итальянского возрождения: кровать представляет собой большой высокий ящик, окруженный приступкой, служившей как сиденьем, так и комодом. Величие монаршей и аристократической власти воплотил в себе стиль барокко: этой эпохе была присуща величественная архитектура, пышная отделка интерьеров драгоценными материалами. При Людовике XIV появляются парадные спальни с роскошными кроватями, спальня играет роль приемной. Королю-Солнце принадлежала и самая большая коллекция, включающая 413 кроватей.
В годы французской буржуазной революции в мебельное искусство вторгается дух рационализма: кровать освобождается от драпировок и занавесок, обретает простые прямолинейные формы, плавные изгибы, гладкие поверхности, сужающиеся книзу прямые, реже — слегка изогнутые рубленые или точеные ножки.
Начиная с 18 века, европейские аристократки обзаводятся будуарами – примыкающими к спальне женскими кабинетами, в которых принимают близких гостей, отдыхают и занимаются искусством. В начале 19 века особенно популярны становятся кушетки, диваны, оттоманки. В это же время начинается разработка массовой, простой и недорогой мебели для народа: налажен выпуск сеточных матрасов, в продажу поступают кровати из железа, стали и чугуна.
В начале 20 века появляются комбинированные конструкции: шкафы-кровати, диваны-кровати, кресла-кровати. Все чаще над кроватью преобладают диваны-трансформеры, позволяющие экономить пространство. К концу прошлого века кровать существенно упростилась и стала похожа на матрас, немного приподнятый над полом.
Какие законы диктует «кроватная мода» сегодня? Несмотря на эксперименты дизайнеров с формой кроватей, появление новых элементов связано прежде всего с желанием обеспечить комфорт и уют - поэтому производители мебели оснащают кровати мягкими спинками. Удобный элемент – функциональные усовершенствованные ящики для белья. И, естественно, в основу «кроватного» производства положен актуальнейший принцип здорового образа жизни: ведь главная функция кровати – дарить нам полноценный здоровый отдых и сон.