Интернет-портал Mail.ru обогнал «Яндекс» по размеру месячной аудитории. Эксперты говорят, что Mail.ru помогает интеграция с другими ресурсами, в частности с «Одноклассниками», и советуют «Яндексу» диверсифицировать бизнес.
Портал Mail.ru в ноябре обогнал «Яндекс» по ежемесячной аудитории, следует из последних данных TNS Web Index. Аудитория Mail.ru в ноябре составила 29,427 млн пользователей, «Яндекса» — 29,393 млн. Отчет TNS за декабрь еще не опубликован. Но представитель TNS Светлана Гребенюк сказала «Ведомостям», что Mail.ru сохранила лидерство: 29,969 млн против 29,909 млн (данные по Mail.ru не учитывают аудиторию «Одноклассников» и HeadHunter, являющихся частью Mail.ru Group).
Когда весной 2008 г. TNS представила первые официальные данные по интернет-аудитории в России, Mail.ru обгоняла «Яндекс», но продержалась на 1-м месте до сентября, и три года «Яндекс» был первым. Весь последний год разрыв сокращался: в декабре 2010 г. Mail.ru отставала по месячной аудитории на 680 000, в апреле 2011 г. — на 569 000, в сентябре — на 360 000, а в ноябре конкуренты поменялись местами. Правда, Гребенюк предлагает не преувеличивать: преимущество Mail.ru перед «Яндексом», по ее словам, пока минимально и находится в пределах «доверительного интервала».
Наращивать аудиторию Mail.ru помогает обмен трафиком с другими проектами группы, в частности с «Одноклассниками», полагает предправления «Финама» Владислав Кочетков. С конца сентября 2011 г. Mail.ru начала интеграцию с этой соцсетью: на «Одноклассниках» появились ссылки на почту, соцсеть «Мой мир@Mail.ru», главную страницу Mail.ru, игры и т. п.
Основа «Яндекса» — поиск и он остается одним из системообразующих сервисов интернета наряду с почтой и общением, продолжает Кочетков. Но в условиях растущей конкуренции наиболее адекватной стратегией для основных игроков могла бы стать «портализация». Это уже очевидно и в России, и на глобальном рынке: та же Google, оставаясь лидирующим поисковиком, недавно запустила соцсеть Google+, напоминает он.
Mail.ru Group привлекательнее для инвесторов, считает аналитик Альфа-банка Юлий Матевосов: у нее несколько источников доходов (медийная, контекстная реклама, платежи пользователей), тогда как у «Яндекса» один основной источник доходов — контекстная реклама. Учитывая опыт Google, возможно, «Яндексу» стоило бы диверсифицировать свой бизнес, считает аналитик.
Вновь завоеванная позиция первой площадки рунета не означает, что Mail.ru автоматически получит больше доходов от рекламы.
«Лидерство по общей аудитории важно акционерам, но никто не покупает больше рекламы на площадке только потому, что она № 1», — утверждает директор агентства OMD digital (входит в Optimum Media OMD Group) Александр Ендовин. Рекламодатели не покупают у порталов весь трафик, а размещаются в отдельных проектах, указывает он. Для них, к примеру, важно, чья главная страница более популярна и во сколько обойдется размещение на ней. А по главной странице «Яндекс» остается лидером: в прошлом ноябре ее посетило на 6% пользователей больше, чем главную страницу Mail.ru.
Первенство по аудитории всех проектов — это, несомненно, успех Mail.ru Group, результат инвестиций в команду, сервисы и контент, говорит гендиректор AdWatch Isobar Russia Андрей Чернышов. Но большинство рекламодателей будут и далее рассматривать Mail.ru и «Яндекс» как равноценно сильных партнеров, уверен он, распределение бюджетов между ними зависит от коммерческих условий, предложенных площадками.
По размеру недельной аудитории «Яндекс» остается лидером, указывает представитель компании Очир Манджиков: в декабре этот показатель составил 18 млн человек, что на 2,2 млн больше, чем у Mail.ru. По его словам, в этом году «Яндекс» запустит новые сервисы, которые привлекут новую аудиторию.
www.vedomosti.ru