Артемий Лебедев, видный российский веб-дизайнер, скандально разорвал контракт на поддержку всех интернет-проектов МТС. Крупнейшему российскому сотовому оператору будет труднее найти нового дизайнера, чем Лебедеву — десяток новых заказчиков.
Артемий Лебедев за работой. |
В начале декабря на первой странице своего сайта Артемий Лебедев разместил сообщение о расторжении контракта с сотовым оператором и большую картинку, на которой был изображен он сам, выбрасывающий SIM-карту МТС. Чтобы не оставалось сомнений, рисунок сопровождался подписью: «Больше не звони!» Реакция МТС появилась незамедлительно — компания настаивала, что она первая прекратила отношения с г-ном Лебедевым. Почему же с таким треском поругались две авторитетные компании, да еще после семи лет сотрудничества? Ведь в 2003 году тогдашний вице-президент МТС Михаил Сусов говорил, что «специалисты студии не дают повода усомниться в их компетентности, а работа всегда проходит в атмосфере взаимопонимания».
Заявление Артемия Лебедева, выполненное в фирменных цветах «Билайн». Скриншот с сайта Artlebedev.ru
Еще один концептуальный вариант происходящего от Егора Жгуна. |
По нашей информации, сотовый оператор давно подумывал сменить дизайн-студию — в МТС были недовольны прежде всего сроками исполнения проектов, да и отношения стали напряженными. По словам Андрея Брагинского, вице-президента по отношениям с инвесторами МТС, «поведение нашего контрагента достаточно наглядно показывает причину, по которой мы задумывались о его смене». Между тем сам Лебедев решил не дожидаться «красивого развода» и сыграл на опережение. «В зыбком мире дизайна, когда заказчик уходит от одной студии к другой, это нередко становится поводом для широкой дискуссии. Рождаются десятки беспочвенных домыслов: студия находится в тяжелом положении, назрел творческий кризис и так далее. Мы первыми заявили о том, что расторгаем контракт с МТС, чтобы этого избежать», — рассказал «Эксперту» Артемий Лебедев.
Еще одна причина «развода» — конфликт амбиций. Лебедев в своей узкой области стал таким же брендом, как МТС — в своей. За более чем десять лет существования дизайнерской студии Артемия Лебедева ее легендарный основатель, праправнук Алексея Толстого, стал символом делового подхода к дизайну. Долгое время дизайнерская мысль в России находила коммерческое воплощение лишь в разработке рекламных плакатов, в дизайне продуктов и в архитектуре. Лебедев же доказал, что можно зарабатывать в других областях, и стал ведущим авторитетом в интернете. Как выразился в разговоре с «Экспертом» один из клиентов Лебедева, «Тема стал 'Мерседесом' в мире дизайна». Начинала студия с разработки интернет-сайтов, но сегодня ее услуги — промышленный дизайн (например, микроволновых печей для Samsung), графический дизайн (книжные обложки, рекламные плакаты), дизайн интерфейсов (например, телефонов), разработка презентаций и создание фирменных стилей (в числе для Альфа-банка, Hewlett-Packard, Microsoft, Samsung).
Противостояние Лебедев-МТС ярко проявило положение дел в сфере интернет-дизайна. В России, как оказалось, просто не хватает специалистов, и маленькие студии могут диктовать условия именитым заказчикам.
По оценкам Мининформсвязи, к концу года в России будет свыше 20 млн интернет-пользователей, при этом число доменов в зоне RU превысило 400 тыс., а оборот электронной коммерции еще в 2004 году приблизился к отметке 700 млн долларов. Все сайты должен кто-то создавать и поддерживать — так и возник новый рынок. Эксперты выделяют в нем три сегмента: крупные студии (студия Лебедева, Actis, Defa, студия «Парк»), среднего размера (штат более двадцати человек) и тысячи фрилансеров — «свободных художников». Суммарный оборот двух верхних сегментов, по некоторым оценкам, приближается к 12—15 млн долларов. Средняя стоимость одного сайта варьирует от 10 до 30 тыс. долларов. Несмотря на столь высокие расценки, отмечает управляющий директор Actis Анна Свердлова, последние пару лет у раскрученных компаний нет отбоя от заказов, причем основной наплыв клиентов возникает к концу года, когда все хотят «выбрать» свои маркетинговые бюджеты.
Популярные студии не выдерживают вала новых заказов. Так, в активе студии Лебедева сейчас около 60 проектов, из них треть — это поддержка. При этом общий штат компании — около 170 человек, среди которых и менеджеры, и программисты, и дизайнеры. Аналогичное положение и у других компаний. «Сотрудники известных дизайн-студий просто перегружены работой, в результате чего одна часть проектов может делаться тяп-ляп, а другая — превышать все возможные сроки», — рассказал сотрудник одной из студий, ушедший недавно на фриланс.
При таком положении дел вполне естественно, что большинство заказчиков так или иначе недовольны работой дизайн-студий, в том числе и студии Лебедева. «Подготовку одной презентации для нас студия растянула на целый год», — пожаловался один из крупных клиентов компании. «Мнения клиентов игнорируют…» — говорит еще один крупный заказчик. Дизайнеры тоже имеют свои претензии. «Клиенты постоянно вмешиваются в творческий процесс, требуют неординарных решений, но ориентированы лишь на типовые», — считает Алексей Пелевин, креативный директор студии «Парк».
Последствия нынешнего конфликта для МТС, судя по всему, будут более серьезны, чем для г-на Лебедева. Найти в России авторитетного партнера для работы с сайтом может оказаться очень непросто. Ведь все остальные ведущие студии — Defa, Actis, студия «Парк» — уже сотрудничают с сетью «Билайн», главным конкурентом МТС.
Сергей Скрипников
Источник: Журнал «Эксперт»