Арбитраж Нижегородской области продлил жизнь мобильным биллбордам. Суд признал постановление гордумы, приравнявшее рекламные конструкции на автомобилях к наружной рекламе, недействующим, а попытки городских властей собирать деньги с владельцев мобильных биллбордов — незаконными. Вступающий в силу 1 января 2007 г. федеральный закон запрещает мобильные биллборды, но участники рынка не верят, что этот эффективный и недорогой рекламоноситель исчезнет.
|
Объем нижегородского рекламного рынка, по оценкам УФАС по Нижегородской области, составил по итогам 2004 г. около $45 млн при ежегодном росте более 30%. Объем рынка наружной рекламы – $6 млн. По данным МУ “Рекламная служба Нижнего Новгорода”, в городе установлено около 6500 рекламных конструкций. По данным ГИБДД, на учете в Нижнем стоит более 100 рекламных автомобилей. По данным участников рынка, стоимость размещения рекламы на мобильных биллбордах составляет до $2000. По данным маркетингового агентства “Медиа Навигатор”, рекламу на мобильных биллбордах используют около 30% компаний. |
|
Постановление об изменениях в Правилах размещения средств наружной рекламы в Нижнем Новгороде гордума приняла 21 сентября. Изменения приравнивали мобильные биллборды к средствам наружной рекламы и вводили запрет на остановки и стоянки автомобилей с рекламными щитами в местах, на которые не оформлены договоры аренды. Агентства также должны были согласовывать с мэрией маршрут и рекламные стоянки, оплачивать госпошлину за выдачу разрешения на распространение рекламы и платить за аренду рекламной стоянки. Сборы с одного рекламного автомобиля в МУ “Рекламная служба Нижнего Новгорода” (РСНН) оценили в сумму около 67 000 руб. в год. Нижегородские рекламные агентства “Рич”, “Город Н” и Non stop выступили против изменений еще 17 октября, подав заявление прокурору области. Рекламщики просили дать правовую оценку принятым депутатами изменениям в Правила размещения наружной рекламы. Прокуратура согласилась с рекламщиками и в конце 2005 г. направила в арбитражный суд Нижегородской области заявление с требованием признать внесенные депутатами изменения недействующими, поскольку они противоречат федеральному закону “О рекламе”.
Арбитражный суд 31 мая удовлетворил заявление прокуратуры, признав, что реклама на “Газелях” не может считаться наружной, а попытки городских властей собирать деньги с владельцев мобильных биллбордов незаконны.
Мобильные биллборды не могут быть средствами наружной рекламы, поскольку наружная реклама — это технические средства стабильного территориального размещения, пояснили в суде.
Гордума Нижнего Новгорода решение арбитража оспаривать не собирается. “На ближайшем заседании гордумы будут внесены изменения в муниципальные Правила размещения наружной рекламы. Будут учтены решение суда и новый ФЗ "О рекламе", вступающий в силу с 1 июля”, — говорит начальник юридического управления гордумы Ирина Маслова. Утверждение новых Правил размещения объектов наружной рекламы внесено в предварительную повестку заседания гордумы 21 июня, но в думу проект правил пока не поступил.
С 1 января 2007 г. использовать мобильные биллборды запрещено, сообщили в аппарате депутата Владимира Мединского, одного из авторов поправок к новому ФЗ “О рекламе”. Статья 20 нового закона гласит, что “использование транспортных средств исключительно или преимущественно в качестве передвижных рекламных конструкций запрещается”, процитировали норму закона в аппарате.
Представитель Ассоциации коммуникационных агентств России (АКАР) в ПФО Наталия Земскова-Шамба говорит, что постановление гордумы не действовало, поскольку не были внесены соответствующие изменения в другие распоряжения главы города. Она полагает, что с нового года рекламные автомобили исчезнут с улиц города, но без попыток отдельных владельцев “забыть их в снегу” не обойдется.
Участники рынка, напротив, говорят, что каждый запрет заставляет находить новые способы ведения бизнеса. “Уже сейчас в качестве рекламных в Нижнем используются автомобили, которые якобы перевозят грузы. Вместо фургона — рекламная конструкция толщиной 50-70 см с дверцей с торца”, — говорит менеджер одного из рекламных агентств, просивший об анонимности. “Реклама на мобильных биллбордах — высокорентабельный бизнес, и никто от него просто так не откажется. Пока просто никто не верит, что с нового года нас запретят”, — говорит директор рекламного агентства “МаркТрейд” Денис Хозин. По его словам, стоимость одного рекламного автомобиля составляет около $15 000, автотранспортный налог — около $100 ежегодно (владельцы рекламных грузовиков избавлены от налогов, обязательных для операторов наружной рекламы). “А стоимость размещения рекламы — 40 000-60 000 руб. в месяц в зависимости от маршрута”, — добавляет Хозин. По его словам, спрос на рекламу на мобильных биллбордах высокий — редко простаивает даже один автомобиль.