В пятницу 21 апреля Совет Республики единогласно одобрил проект закона "О рекламе" . Теперь назойливые ролики на экране станут появляться реже. Реклама же пива, например, на биг-бордах исчезнет вовсе.
Представляя сегодня депутатам законопроект, председатель постоянной комиссии по региональной политике и местному самоуправлению Совета Республики Анатолий Малофеев отметил, что предлагаемый документ "в целях защиты прав и законных интересов потребителей рекламы при ее производстве и размещении устанавливает ряд требований и ограничений к рекламе".
Предусматривается, в частности, что реклама не должна превышать 20% объема вещания для радио- и телепрограмм в течение суток. При этом с 18.00 до 22.00 реклама не должна превышать 30% объема вещания в течение каждого часа. Если сейчас в прайм-тайм идет до 40 минут рекламы, то новым законом она будет ограничена 18 минутами эфирного времени.
А.Малофеев подчеркнул, что с 1 января 2008 года законопроект вводит полный запрет на рекламу табачных изделий, а также ограничивает рекламу пива и слабоалкогольных напитков.
Документ устанавливает также полный запрет на наружную рекламу пива, проведение любых рекламных акций, направленных на стимулирование реализации пенного напитка.
Запретить рекламу сигарет Беларусь могла и с 2009 года - этот срок отведен в соответствии с Рамочной конвенцией Всемирной организации здравоохранения по борьбе против табака, которая была ратифицирована белорусским парламентом в мае 2005 года. Но депутаты решили не откладывать на завтра то, что можно сделать сегодня. "В конвенции сказано, что запрет должен быть введен не позднее 2009 года. Почему мы не можем сделать это раньше? ВОЗ нам еще за это спасибо скажет", - заявил парламентарий Василий Хрол в октябре прошлого года в интервью БелаПАН, предложив параллельно с запретом рекламы табачных изделий существенно повысить их стоимость. "Пусть пачка сигарет стоит, как в Европе, 5 евро. Я думаю, что молодые курильщики не в состоянии будут покупать сигареты по такой цене", - предположил В.Хрол.
Министерство же торговли выступало за постепенное сокращение рекламы табачных изделий, аргументируя это необходимостью поддержки главного отечественного производителя сигарет - гродненской табачной фабрики "Неман", которой государство выделило значительные субсидии на модернизацию. Что касается пива, то Минторг обращался с письмом в концерн "Белгоспищепром", где напоминал, что, согласно утвержденной правительством программе развития пивоваренной отрасли на 2006-2010 годы, планируется увеличить объем производства пива в 2,2 раза - до 60 дал в год. Жесткие ограничительные меры по рекламе этой продукции поставят под угрозу выполнение государственной программы.
Однако депутатам больше пришлись по душе решительные инициативы: 2 апреля "рекламный" законопроект был принят во втором чтении нижней палатой парламента: "за" проголосовали 90 депутатов, "против" - 10.
Замглавы постоянной комиссии по жилищной политике, строительству, торговле и приватизации Анна Бурова обратила тогда внимание на то, что предлагаемые меры "учитывают международный опыт в сфере рекламы и специфику развития отечественного рекламного рынка, а также интересы отечественных производителей".
По ее словам, "много дискуссий вызвала реклама пива. Пиво стало одним из самых легкодоступных, модных и привлекательных напитков для молодежи, которое распивают на улице и в общественных местах, что приводит к негативным последствиям".
Парламентарий особо порадовалась вводимому положению о том, что звук рекламы не должен быть громче звука транслируемой передачи.
Кроме того, впервые законодательно устанавливается запрет на рекламу потребностей в органах и тканях человека, заменителей грудного молока, наркотических средств, психотропных веществ, порнографических материалов или иных предметов порнографического характера, а также на рекламу, направленную на вовлечение потенциальных жертв в торговлю людьми, предоставление сексуальных услуг под видом законной деятельности, антиобщественное поведение.
Еще на стадии обсуждения и подготовки документа белорусские пивовары предупреждали, что, если новый закон о рекламе будет принят, они отыщут другие каналы продвижения товара.
В ходе заседания круглого стола, прошедшего летом 2006-го в Палате представителей Национального собрания, представитель Бобруйского пивоваренного завода Игорь Корзун среди альтернативных каналов назвал интернет и почтовую рассылку. "Но эти каналы гораздо дороже телевизионной и наружной рекламы, поэтому они будут доступны только брендовым лидерам", - сказал специалист. Принятие закона в данном виде, по его словам, затруднит продажу пива, а новым производителям этой продукции и вовсе "закроет дорогу".
По мнению председателя правления общественного объединения "Гильдия маркетологов" Анатолия Акантипова, новый закон о рекламе носит явно ограничительный характер, и внесение этих ограничений приведет к торможению развития как рынка рекламы, так и рынка потребительских товаров. "Это не позволит многим предприятиям встать на ноги на своем рынке, а на внешнем нам нечего будет делать", - заявил А.Акантипов.
Сторонники ограничений в рекламе сигарет, пива, энергетических и слабоалкогольных напитков, со своей стороны, указывают на результаты опросов общественного мнения и статистику по алкоголизации общества. Так, по данным Анны Буровой, сегодня только в Минске на учете находится около двух тысяч подростков, страдающих пивным алкоголизмом. И не последнюю роль в этом играет рекламная пропаганда напитка. Она также считает, что у белорусских пивоваренных предприятий есть время завершить намеченные рекламные кампании, поскольку закон о рекламе вступит в силу предположительно через полгода после принятия парламентом и официального опубликования.
Что до рекламных агентств, то принятие нового закона, по их мнению, не вызовет существенных изменений в работе. "Принятый закон о рекламе вобрал в себя все то новое, что уже наработано практикой, поэтому серьезных сдвигов с точки зрения хозяйственной деятельности на рекламном рынке не произойдет", - заявил в интервью БелаПАН исполнительный директор Ассоциации рекламных агентств Беларуси Игорь Самкин.
Он отметил, что с 1994 года, когда был принят прежний закон о рекламе, появилось много правил, которые новый закон в какой-то степени продублировал и нормативно закрепил. "Поэтому каких-то негативных моментов от принятия нового закона мы не видим", - сказал руководитель ассоциации.
Как считает И.Самкин, рекламный рынок вполне способен возместить потери от запрета на рекламу алкогольных и табачных изделий. "Эти ограничения вводятся по всему миру, и Беларусь не является в этом новатором", - напомнил специалист.
С другой стороны, И.Самкин считает решение об ограничении рекламы пива "не совсем продуманным", учитывая, что пивная отрасль Беларуси только начинает развиваться. "Отечественным производителям очень тяжело конкурировать с российскими, которые в лучшей степени раскручены. Для введения ограничений по нашему пиву должны были возникнуть такие же предпосылки, как в России", - сказал эксперт.
По мнению креативного директора рекламного агентства "Крынь" Александра Шевелевича, "с принятием нового закона рекламный рынок Беларуси не сократится: есть выработанные годами объемы размещения рекламы рекламодателями и суммы, необходимые для достижения целей".
"Вряд ли мы можем ожидать серьезных сокращений бюджетов, - считает А.Шевелевич. - Скорее всего, произойдет их перераспределение. Возможно, реклама частично уйдет с телевидения на другие носители". "Однозначно произойдет повышение расценок на размещение рекламы в электронных СМИ, потому что времени будет меньше, а продавать его будут дороже, - прогнозирует он. - Вот это может негативно повлиять на белорусских рекламодателей. Для них телевидение и так всегда было довольно дорогим удовольствием".
"Меня, как рекламиста, в меньшей мере беспокоят временные ограничения рекламы пива, а больше - то, что касается творческой составляющей, то есть запрет использования образов людей и животных, - отметил Шевелевич. - Пример России, которая имеет аналогичный закон, однозначно показывает: ролики стали просто ужасными, неинтересными, глупыми, скучными. Потребитель не понимает, о чем идет речь. И при этом сокращение объемов потребления пива не происходит - даже цифры показывают, что пива стали пить больше".
advertology.ru