Симферопольские чиновники продолжают извлекать пользу из официально отмененного моратория на новые рекламные щиты. Хотя запрет на установку новых конструкций в Симферополе истек еще весной, рынок по-прежнему живет в режиме табу.
Как пишет «Деловая столица», все больше рекламистов не могут не только расширить сеть, но и продлить договоры на уже имеющиеся носители. Как следствие, число беспаспортных конструкций множится день ото дня, что уже к осени позволит чиновникам на вполне законных основаниях очистить львиную долю рынка и отдать лучшие места «своим» операторам.
В апреле этого года была утверждена новая концепция размещения внешних носителей, которую большинство рекламистов оценили как весьма прогрессивную. Схема предусматривала постепенную замену билбордов в центре города на сити-лайты и конструкции новых, более современных форматов. Автоматически отменялся и мораторий на новые конструкции, который действовал в Симферополе более года.
Как оказалось, мораторий был отменен только формально, а на практике продолжает действовать: городские власти не оформляют разрешительной документации не только на новые билборды, но и на ситилайты, которым якобы гарантировалась зеленая улица. Чиновники не спешат объявлять старт о замене крупноформатных носителей на более компактные, как задекларировано в концепции. Более того, сегодня рекламисты не могут даже продлить разрешения на старые конструкции.
«В комплекте с рекламной концепцией был принят новый порядок оформления разрешений, распространяющийся и на продление договоров. Он предусматривает, что эти вопросы будут утверждаться на техническом совете, а не управлением архитектуры, как было ранее. Техсовет должен заседать еженедельно, но за последние полгода историческое собрание было зафиксировано лишь единожды, да и то вопросы, вынесенные на повестку дня, так и остались нереализованными», – констатируют рекламисты.
На сегодняшний день в горисполкоме скопилось огромное количество «прошений» от операторов. Поскольку во время действия моратория договоры с городом были продлены не на пять лет, как это предусмотрено в Типовых правилах размещения наружной рекламы, а всего на год, все больше щитов попросту оказываются вне закона.
В частных беседах местные рекламисты жалуются, что за подписи под разрешительной документацией чиновники требуют немалые суммы. Более того, агентства обязывают платить арендную плату даже за щиты, договоры по которым не продлили, что чревато проблемами с проверяющими органами, поскольку провести такие платежи документально невозможно.
«Власти держат предпринимателей на крючке, ежемесячно просят денег, заставляют кланяться и выполнять все их капризы. Все это происходит неофициально, поэтому профильной ассоциации на такие выпады реагировать достаточно сложно», – рассказал глава Ассоциации наружной рекламы Украины Артем Биденко.
Симферопольские чиновники комментировать обвинения рекламистов отказываются. В интервью изданию представитель горсовета, попросивший не называть его имени, лишь отметил, что причина провисания рынка исключительно техническая. По сути, схемы работы рынка в новых условиях еще не существует. Однако уже в сентябре чиновники вплотную приступят к исполнению своих обязанностей и ситуация нормализируется. В качестве доказательства отсутствия злого умысла со стороны властей эксперт привел тот факт, что демонтаж конструкций, по которым не продлены договоры, не проводится.
Между тем, как сообщал «Новый Регион», главный архитектор Симферополя намерен добиться демонтажа рекламных щитов, которые, по его мнению, не являются украшением городских зданий. Как заявил начальник городского управления градостроительства, архитектуры и дизайна городской среды Владимир Долгонос, прежде всего городские власти намерены бороться с рекламными щитами на фасаде супермаркета «Сельпо».
Напомним, что в начале этого Мэрия Симферополя создала специализированное коммунальное предприятие, которое будет сдавать свои рекламные носители в аренду коммерческим структурам. Симферопольский градоначальник считает, что бюджет крымской столицы недополучает порядка 10 миллионов гривен от размещения наружной рекламы. По словам Геннадия Бабенко, коммунальное предприятие «будет организовывать работу по установке внешней рекламы и контролировать сбор денег, поступающих в бюджет». Со временем, по словам Бабенко, оно будет устанавливать и свои рекламоносители, которые впоследствии смогут арендовать коммерческие структуры. В свою очередь участники рекламного рынка напомнили госорганам, что они не имеют права заниматься распространением рекламы или установкой рекламных конструкций.
Борьба с наружной рекламой в Крыму началась весной прошлого года. По инициативе прокурора Крыма была организована проверка соблюдения требований Закона Украины «О рекламе». Прокурорскую проверку прозвали «войной билбордам»: с крымских дорог убрали 180 рекламных щитов, зафиксировано еще около 200 нарушений при установке конструкций, на учет поставлено 3,5 тысячи билбордов. В судах автономии рассматривается 107 исков, касающихся 270 рекламоносителей, предъявленных прокуратурой Крыма к рекламным компаниям, которые не оформили землю под рекламными щитами.
Борьба крымской прокуратуры с незаконными рекламными конструкциями привела к дефициту бигбордов в летний сезон. По оценкам специалистов, спрос на размещение щитов на полуострове в нынешнем году вырос в два раза.
Новый регион